Коррупция в немецкой медицине есть, но какая?

1,8 т.
Коррупция в немецкой медицине есть, но какая?

Правительство ФРГ принимает меры по борьбе с коррупцией в системе здравоохранения. Взятки в Германии порой платят не пациенты врачам, а медики пациентам за возможность их обслуживать.

На своем заседании в среду, 29 июля, правительство ФРГ одобрило законопроект, представленный министром юстиции и направленный на противодействие коррупции в сфере немецкого здравоохранения. Впредь медицинским работникам, дающим или берущим взятки, будет грозить до трех лет лишения свободы, а в некоторых особенно тяжелых случаях - до пяти.

"Пациенты имеют право на оптимальное для себя медицинское обслуживание, а не то, которое приносит врачу наибольшую прибыль", - прокомментировал собственный законопроект министр юстиции Хайко Масс (Heiko Maas). Примечательна предыстория появления нового законопроекта.

История вопроса

Три года назад Федеральная судебная палата, то есть Верховный суд ФРГ, приняла принципиальное решение, постановив, что свободно практикующие врачи (а таковых в Германии большинство) вообще не могут привлекаться к предусмотренной Уголовным кодексом ответственности за взяточничество. Поскольку они не являются ни должностными лицами, ни уполномоченными страховых больничных касс.

Поводом тогда стала шумная история, когда выяснилось, что сотрудница фармакологического концерна Ratiopharm выплачивала докторам щедрые "премии", если они прописывали пациентам медикаменты его производства. Следствием решения Федеральной судебной палаты стало закрытие прокуратурой - как бесперспективных - сотен подобных следственных дел.

Проблемой занялось еще прежнее правительство ФРГ, но входившие в его состав либералы, среди избирателей которых было особенно много медиков, воспрепятствовали изменению законодательства.

Методы фармакологических концернов

Под коррупцией в сфере здравоохранения обычно понимают взятки, которые врачи берут с пациентов. Бывает, что деньги по линии медик - пациент переходят из рук в руки и в Германии, но обычно - в противоположном направлении. Об этом чуть позже, главные же коррупционные схемы в немецком здравоохранении действуют во взаимоотношениях фармакологических концернов с врачами.

Такие фирмы считаются в ФРГ самыми прибыльными. Но значительную часть своих доходов - от 25 до 35 процентов оборота - они расходуют на содержание персонала, в частности, коммивояжеров и маркетинг. Один из приемов такого "маркетинга" - привлечение врачей к якобы научным исследованиям, посвященным воздействию и побочным эффектам того или иного уже допущенного к применению препарата. Фирма-производитель лекарств или медицинского оборудования выплачивает в таких случаях врачу гонорар за то, что он заполняет некие анкеты на пациентов, которым прописывает то самое лекарство или процедуру на том самом агрегате.

По данным международной организации Transparency International, в 2008-2010 годах, например, в таких псевдонаучных исследованиях приняли участие 126764 немецких врача, получивших за участие в каждом из них в среднем по 19 тысяч евро. В прошлом году в Германии проводились 430 таких исследований, целесообразность которых вызывает законные сомнения.

Подарки и "откаты"

По оценкам экспертов, представители фармакологических фирм наносят каждый год по 20 миллионов визитов практикующим врачам и в клиники, раздают - на пробу - упаковки своих лекарств, оставляют для безвозмездного пользования компьютерные программы и прочие полезные вещицы, заводят знакомства, приглашают на ужины в дорогие рестораны.

Еще один прием - оплата курсов повышения квалификации, которые каждый немецкий врач обязан регулярно проходить, чтобы не потерять свою лицензию. Стоят такие курсы немало, оплачивают их медики сами, но часто им помогают те самые фармакологические фирмы. Transparency International считает, что более 80 процентов курсов повышения медицинской квалификации спонсируются ими.

Фактически легальными до сих пор остаются в Германии и своего рода "откаты" фармакологических концернов врачам и клиникам в зависимости от количества прописанных ими и, соответственно, оплаченных больничными кассами конкретных препаратов того или иного производителя. Существует и много других способов, с помощью которых производители лекарств или медицинского оборудования привязывают к себе врачей, аптекарей, физиотерапевтов, акушерок, медсестер, специалистов по уходу за немощными пожилыми людьми.

Коррупция наоборот

Эта последняя сфера - сравнительно новая в немецком здравоохранении, возникшая всего несколько лет назад с созданием системы страхования на случай необходимости ухода в старости. Деньги здесь крутятся огромные, а за кусок страхового пирога ведут борьбу сотни, если не тысячи преимущественно мелких фирм. Для них каждый клиент, нуждающийся в уходе, на вес золота. Ведь платит за него страховая компания.

В ситуации быстро разобрались и сами старики, и их смекалистые родственники. Они порой требуют от фирмы по уходу ответной "благодарности", если соглашаются именно на ее услуги.

Бывает, что одна фирма платит взятку другой или врачу. Такое случается, если подопечный нуждается еще и в медицинском обслуживании, а у обслуживающей его фирмы нет соответствующего квалифицированного персонала.

Тогда эта фирма сдает своего клиента "напрокат" другой, у которой такие специалисты есть. Врачам же фирмы по уходу иногда платят взятки, чтобы те повысили степень "немощности" клиентов, ведь чем выше такая степень, тем больше за него платит страховая компания.

Прямого ущерба конкретным пациентам или нуждающимся в уходе старикам такие коррупционные схемы не наносят. Но все жители Германии делают ежемесячные отчисления в больничные кассы - будь то частные или общественно-правовые - и обязаны страховаться на случай немощности в старости. Такие взносы - существенная доля в расходной части любого семейного бюджета в Германии, и она была бы меньше без коррупции в сфере здравоохранения. Экономия, по оценкам Хайко Масса, составила бы в общей сложности 10 миллиардов евро в год.

Источник:DW