Все дорожает, нет перспектив: протестантский священник о настроениях крымчан после года оккупации
Год назад, 27 февраля 2014 года, здания Совета министров и Верховного Совета Крыма были захвачены российскими диверсантами. С этого момента начался путь, который привел полуостров к аннексии Россией.
О том, что изменилось за этот год, "Обозревателю" рассказал протестантский священник Павел, служивший в то время в Крыму и впоследствии оказавший помощь по эвакуации около 500 военным и членам их семей.
"Год назад я стоял возле здания парламента в Симферополе. Нас было очень много. Помните тот митинг? Я стоял рядом с главным муфтием с одной стороны, а с другой стоял папа Джамалы. Стоял и молился за то, что все обошлось без жертв", - вспоминает Павел.
По словам священника, сейчас, год спустя, он жалеет, что тогда ушел из-под стен Верховного Совета, потому что, если бы они остались, то можно было бы избежать и аннексии, и событий, последовавших за этим. В том числе, войны на востоке Украины.
Читайте:Сенченко: оккупанты считают всех крымчан папуасами, ненадежными с точки зрения путинского режима
"Я не хотел уходить. Надо было оставаться и стоять до последнего. Да, мы бы погибли, нас бы расстреляли. Но Крым остался бы нашим", - уверенно говорит наш собеседник.
Когда началась аннексия, Павел вместе с другими волонтерами оказывал помощь по выезду военнослужащим украинской армии. Помогал инвалидам, желающим выехать на материковую часть Украины, искал для них временное жилье и многое-многое другое. Всего до середины сентября ему вместе с волонтерами удалось вывезти около 500 военных, сейчас они все находятся в разных частях – Николаев, Одесса, Мариуполь.
"Мне недавно позвонил Борис, офицер из Бельбека. Благодарил за помощь. Я помог выехать его семье", - отметил Павел.
Сам он тоже в июне 2014 года выехал с семьей на материковую часть Украины. Решение далось непросто, но учитывая, что перед отъездом ФСБ, заинтересовавшись его волонтерской деятельностью и проукраинской позицией, не только вызывала к себе на допрос, но и провела обыск, - оно было логичным.
Сейчас он продолжает помогать как переселенцам из Крыма, так и переселенцам с юго-востока. Подыскивает для них жилье, работу, раздает гуманитарную помощь. Но о крымчанах также не забывает, ведь некоторые из них, несмотря на то, что остались на полуострове по разным причинам, как были так и остались проукраински настроенными. Кроме того, у многих из тех, кто год назад радостно кричал: "Россия, Россия", головы повернулись в сторону Украины.
"Они раньше думали, что если Крым войдет в состав России, то тогда наступят советские времена. Там булочки по пять копеек, полностью бесплатная медицина и так далее. Наоборот, все дорожает, перспектив никаких. Зарплаты сначала выросли, потом упали. Многие начали жалеть о том, что произошло", - сказал священник.
Крымчан также возмущает то, что вместо развития инфраструктуры полуострова, там начали развивать военную сферу. В частности, в одном из населенных пунктов под Севастополем на месте дачных домиков, снесенных без спроса у владельцев, теперь находится военная база, которой таким образом расширили территорию.
Читайте:Сенченко: в Крыму наступил 1937 год
"Путину Крым нужен как военная база, чтобы, во-первых, там находилось большое количество вооружения и людей; а во-вторых, чтобы он мог в любое время запустить ракету по близлежащим странам", - подчеркнул наш собеседник.
Павел не исключает того, что спустя время Крым все-таки одумается и вернется в Украину. Возможно, будет проведен референдум, либо это будет с помощью оружия. Но в любом случае это обязательно произойдет и тогда Путин уберется с полуострова вместе с российскими военными базами.
"Я очень бы хотел вернуться. Я все время думаю о Крыме, море, людях. Но понимаю, что до тех пор, пока Крым не станет полностью украинским, дорога мне туда заказана", - в заключение сказал священник.