Новая полиция столкнулась со старыми привычками
Текст переведен специально для сайта "Обозреватель". Оригинал на Reuters.
Начало работы новой патрульной полиции Украины в прошлом году вызвало появление среди граждан моды постить в Интернете селфи с недавно начавшими работу правоохранителями.
Их популярность была обусловлена не новой формой, нательными камерами и планшетами, а тем фактом, что они не требовали и не брали взяток.
А сейчас, по словам бывших и нынешних сотрудников правоохранительных органов, наиболее явная успешная реформа, совершенная после Революции Достоинства, оказалась под угрозой, так как лица с корыстными интересами стремятся препятствовать и дискредитировать работу новой полиции.
Читайте: Реформи юстиції – шокова терапія для хабарників
Владислав Власюк, юрист по образованию, прошедший через ранги патрульной полиции до должности начальника штаба национальной полиции, ушел с поста в марте, устав от борьбы с неослабевающим сопротивлением реформам.
Его опыт показывает, насколько хрупким может оказаться прогресс Украины в преобразовании себя по образцу западных демократий.
"Реформа полиции, возможно, впервые за время независимости показала, международным партнерам, что мы, украинцы, действительно в состоянии осуществлять реформы", - заявил Власюк.
"До Майдана, милиция всегда делала то, чего требовали прокуроры. Сейчас это изменилось. Национальная полиция позиционирует себя как отдельная и равная ветвь правоохранительных органов. Прокурором это пришлось не по душе", - сказал он.
"Сейчас мы видим, что прокуратура развернула преследование патрульных. Создалась напряженность, которая блокирует реформы национальной полиции", - добавил бывший правоохранитель
Замминистра уходит
В Украине, прокуроры имеют право открывать дела на государственных служащих, подозреваемых в злоупотреблениях – право, которым, по словам сотрудников полиции, они злоупотребляют.
"Когда вы работаете в какой-либо государственной службы Украины, вы должны быть готовы иметь дело с морем проверок, морем ерунды и морем не относящихся к делу правил, - говорит Власюк. - И прокуратура является контролирующим органом, который может наказать вас за, по их мнению, неправомерные действия".
Читайте: Это же беспредел! Бухого и по голове!
Соединенные Штаты и Европейский союз, которые помогают финансировать украинскую программу реформ стоимостью $40 млрд, неоднократно призывали очистить Генеральную прокуратуру, которую они считают основным препятствием в борьбе с коррупцией.
Несколько известных реформаторов были уволены из правительства и прокурорской службы или в ушли в отставку, так не сумев добиться никаких результатов.
Первая заместительница министра внутренних дел Украины Эка Згуладзе также уволилась, чтобы занять консультационную должность в министерстве. В своем заявлении она не указала никаких причин такого решения, но написала предупреждение о судьбе реформ.
"Я хочу подчеркнуть, что эти островки успеха утонут в океане коррупции, нигилизма и бюрократии, если мы не построим между ними мосты, создав континент, - пишет она. - И если в Украине у нас не хватит силы идти вперед, то дверь, которую мы только что открыли, может закрыться навсегда".
Система наносит ответный удар
С помощью денег и инструкторов из США, и с бывшим грузинским министром во главе, новая полиция была создана в рамках масштабной реформы, призванной искоренить повальную коррупцию.
Новая патрульная служба начала свою работу в июле и была включена в состав обновленной Национальной полиции. Сотрудники патрульно-постовой службы, казалось, воплощают все то, на что надеялись те, кто мечтал о новой Украине после Майдана: преданные, надежные, неприемлющие взяток и не боящиеся перейти дорогу власть имущим.
Собранные со всех слоев общества, они носят планшеты и нательные камеры, чтобы сделать работу полиции прозрачной. Знаком меняющихся времен стало то, что в пятницу министр энергетики Игорь Насалик заявил, что ему был выписан штраф за парковку в неположенном месте - и он охотно заплатил его.
Читайте: Патрульная полиция Украины на пике популярности
27-летний Власюк был частью нового поколения молодых активистов, пришедших на государственную службу после Майдана. Сейчас он занимается созданием неправительственной организации, призванной оказывать юридическую помощь сотрудникам полиции и улучшить ее имидж на национальном уровне.
Его бывшая начальница, грузинская технократка Хатия Деканоидзе, стоящая во главе национальной полиции, в отдельном интервью описала корыстные интересы, подрывающие перемены.
Инициатива по увольнению коррумпированных или некомпетентных работников правоохранительных органов при помощи "реаттестации" вызвала сотни судебных исков со стороны уволенных сотрудников, некоторые из них сумели вернуться на свои рабочие места.
Деканоидзе заявляет, что судьи намеренно восстанавливают дискредитированных сотрудников, опасаясь, что судебные органы могут стать следующими.
"Это месть старой системы, так как судебная система, особенно суды, являются частью старой системы", - сказала Деканоидзе.
Есть и другие препятствия на пути реформ. В стране, ведущей войну с поддерживаемыми Россией террористами и с экономикой, сократившейся в прошлом году на десятую часть, бюджет полиции весьма ограничен.
KEEP CALM AND SUPPORT POLICE
Инцидент, получивший наибольшую известность, произошел в ночь на 7 февраля. Полицейский автомобиль по улицам Киева погнался за превысившим скорость БМВ. Запись погони на черно-белую полицейскую камеру позже транслировали по телевидению.
По словам представителя министерства внутренних дел, начиная с предупредительных выстрелов, в ходе 40-минутной погони трое полицейских выпустили по преследуемой машине в общей сложности 34 пули. В конце концов, одна из пуль убила 17-летнего пассажира БМВ.
Прокуроры обвинили полицейского в умышленном убийстве и злоупотреблении служебными полномочиями и поместили под домашний арест на время расследования.
Читайте: Картонные полицейские Сингапура
Полиция заявила, что правоохранитель пытается защитить общественность от пьяного водителя. Ее сторонники провели в Киеве акцию, держа плакаты с надписями "Keep Calm and Support Patrol Police" и хэштегом #savepolice на Twitter.
Антон Геращенко, депутат и член совета Министерства внутренних дел, заявил, что это дело является примером того, как прокуроры стремятся продемонстрировать свою власть путем дискредитации полиции.
Деканоидзе поддержала эту точку зрения. "Реформа полиции является единственной заметной реформой, реальной реформой для украинцев", - сказала она. Поэтому, когда прокуроры начали преследовать тех, кто защищает жизни простых украинцев, "это выглядело как инквизиция".
Она добавила, были и другие случаи, когда полицейские закрывали притоны с незаконными азартными играми – после чего прокуроры немедленно возбуждали уголовные дела в отношении правоохранителей.
Западный дипломат, не пожелавший назвать свое имя, сказал, что сопротивление прокуроров показывает реальную эффективность реформ.
"Прокуроры здесь стали миллионерами, - сказал дипломат. - Они являются влиятельными людьми, которые будут до самого конца бороться, чтобы защитить созданную ими ресурсную вертикаль".
Многое будет зависеть от деятельности нового генерального прокурора Юрия Луценко, бывшего министра внутренних дел, назначение которого вызвало в четверг немало удивления из-за отсутствия юридического образования.
Деканоидзе говорит, что надеется на то, что при Луценко прокуратура будет сотрудничать с полицией. "Потому что ... без хорошей и справедливой прокуратуры, полиция не может сделать ничего", - добавила она.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...