Турция и беженцы: реальная политика впереди морали

1,7 т.
Турция и беженцы: реальная политика впереди морали

Кризис, вызванный потоком беженцев, сблизил Европу и Турцию. Турецкий президент Эрдоган старается заработать на этом дополнительные очки перед повторными парламентскими выборами.

Сирийские беженцы на улицах Стамбула встречаются постоянно. Нередко это люди, просящие милостыню. Они стали неотъемлемой частью турецкого мегаполиса. Всего свыше двух миллионов сирийцев спасаются в Турции от хаоса и гражданской войны у себя на родине. При этом даже половина из них, согласно исследованию университета Хаджеттепе из Анкары, не достигла совершеннолетия. Но лишь 15 процентов из них ходят в турецкие школы, утверждают авторы исследования.

Власти Турции услышали в свой адрес много хвалебных слов за то, что приняли такое огромное количество беженцев из соседней страны. По официальным данным, на нужды размещения беженцев Турция потратила уже семь миллиардов евро. То, как организованы лагеря временного пребывания для сирийцев, хвалит и УВКБ ООН, называя работу турецкого ведомства по чрезвычайным ситуациям образцовой.

Проблема, однако, заключается в том, что из двух миллионов бежавших от войны лишь малая часть размещена в лагерях - 260 тысяч, по данным организации Association for Refugees.

Как устроились остальные? Нашли приют у родственников, на частных квартирах или просто живут на улице. Многие вынуждены просить милостыню, в лучшем случае нелегально работают. Государство пока не прилагает усилий для того, чтобы через программы профессионального обучения как-то интегрировать беженцев.

Транзитная страна

Большинство беженцев считает Турцию транзитной страной, многие хотят в Европу, особенно в Германию. В Стамбуле в этом легко убедиться, если посмотреть на очереди перед консульством ФРГ. Легальным способом добраться до немецкой границы пытаются чаще всего женщины и дети. Это нередко выматывающий процесс.

Сириец Юсеф Ягмур - один из тех, кто прошел его до конца. На протяжении нескольких месяцев он ждал разрешения на то, чтобы семья присоединилась к нему в Германии. При этом все бумаги были в порядке, а у просящих были еще и отягчающие обстоятельства: сын Юсефа страдает тяжелой формой глазной болезни, вылечить которую могут только в немецкой клинике.

История Юсефа вполне типичная. Она дает понять, что немецкие власти работают на пределе возможностей. Чтобы лучше организовать работу по преодолению кризиса с беженцами, канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) в середине октября летала в гости к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану.

У Анкары много требований

Визит Меркель к авторитарному турецкому лидеру незадолго до повторных парламентских выборов был воспринят как внутри страны, так и за ее пределами скептически как предпринятый не вовремя. Лишь немногие отметили, что глава немецкого правительства остро нуждается в союзниках.

Новость о том, что Германия готова принять нуждающихся в убежище, молниеносно распространилась среди беженцев. Итогом стала новая волна бегущих в Европу, охватившая территории от Кабула до Дамаска. Меркель, чтобы не отказываться от занятой позиции и в то же самое время уменьшить число желающих приехать в Германию, нужна буферная зона в виде Турции.

Кажется, Эрдоган понимает, какое давление оказывается внутри страны на канцлера Меркель, и выставляет и Германии, и ЕС все новые и новые требования. Ему удалось, в частности, добиться того, чтобы доклад Еврокомиссии о положении дел в Турции был опубликован только после парламентских выборов, дополнительно он требует, чтобы обладатели турецких паспортов получили право безвизового въезда в ЕС. Наконец, власти Турции вместо одного миллиарда евро помощи на организацию приютов для беженцев теперь хотят получить от Брюсселя три миллиарда.

Вне зависимости от исхода политических игр, ясно, что требуются срочные решения. Это видно даже по улицам Стамбула - ведь по ночам уже заметно падает температура, а зима еще даже не началась.

Источник:DW