На «Свободе слова» хоронили полицейское государство
Новый криминально-процессуальный кодекс может быть принят уже на этой неделе! А дальше пойдет... Эксперты заметили, что нужна еще и политическая воля, обозвали действующий кодекс рудиментом и пообещали, что каждый почувствует позитив от нового на своей шкуре.
47% зрителей предположили, что новый КПК станет защищать права человека лучше, чем прежний. 53% не выразили подобного оптимизма.
И у нас будет День Лукьяновской Бастилии!
К микрофону вышел Андрей Портнов и начал с главного: были разные мнения, но когда президент взялся за кодекс самолично, всем стало ясно, что дело пойдет. Портнов принялся растолковывать, какие же радости обрушатся на головы украинцев с принятием нового КПК. Следственные изоляторы превратятся чуть ли не в курорты.
Портнов призвал пожалеть судей - им приходится рассматривать по 180 дел в месяц! Действующий кодекс парализует работу судов. Но в ночь с завтра на послезавтра на Украину снизойдет благодать.
Андрей Куликов выразил сомнение: еще полгода уйдет на введение КПК в действие. Запад нам поможет, разъяснил Портнов, иностранные специалисты все нам покажут и всему научат - телега покатится быстрее.
Может, по примеру французов учредить по аналогии с Днем Бастилии День Лукьяновской тюрьмы? - предложил Николай Сирый. Портнов не обратил внимания на шутку и напомнил, что к кодексу приложилась и оппозиция. Зато замечания Юрия Кармазина, что Портнов был главным юристом страны при прежней власти и остается ныне, вызвало у того поощрительную улыбку. Но Кармазин принялся швырять обвинения
Портнов поблагодарил Кармазина за критику и заверил, что полицейское государство нам не грозит. Не верите? Спросите европейских экспертов. Даже СБУ перестанет совать свой нос куда не следует. Адвокат получит равные права с прокурором.
Гость утешил Тимошенко: по новому кодексу она до приговора не сидела бы (торчала бы дома с браслетом на руке и смотрела бы телевизор), - но комментировать ее конкретные перспективы отказался - это некорректно.
К суду присяжных мы сделали лишь первый шаг - второй не получился, признался Портнов. Но не стоит огорчаться - все еще впереди. Хотя обязанности присяжных - это нелегкий хлеб: во время процесса нельзя читать газет и глядеть телевизор.
Портнов пообещал радужные горизонты в отношении борьбы с коррупцией и пыток в тюрьмах... Ближе к концу солирования гость расслабился, почувствовал свою убедительность...
Кармазин попытался испортить настроение, всунув слух о задержании в Вене сами знаете кого с тысячами в сумочке, но Портнова это не тронуло: грязный поклеп тоже сами знаете кого...
Брутальные нарушения Конституции!
Зато Юрий Кармазин получил место у микрофона - не зря же он назвал КПК атомной бомбой. В нашей стране постоянно стремились ухудшить положение подсудимых, принялся разить он. Гость не поленился и притащил в студию два толстенных тома с кодексом - сам Кармазин внес более трехсот поправок. Но эти поправки отбрасываются!
Что же даст простым людям новый кодекс? - спросил депутат. Обвиняемый будет стеснен в выборе адвоката - Власенко и дочку Тимошенко уже не пустят в суд. С аккуратной бородой гость напоминал Фрейда, слегка ошалевшего после изобретения психоанализа.
Кодекс нужен для того, чтобы щелбанами вышибить всю оппозицию, доложил Кармазин. И даже тушки не желают его принимать, затягивают процесс.
В общей части все так славно выписано, с улыбкой заметил Кармазин, а дальше начинается такое, что ни в сказках сказать, ни пером описать... Ирина Бережная обвинила оратора в манипуляциях: чего же от него ожидать как от бывшего прокурора! Вопрос гостьи больше напоминал выступление, но заткнуть ее с первой попытки не удалось.
Выяснилось, что Бережная - студентка Кармазина, за что она заслужила от учителя звание перевертыша. Да и практики у нее не было... В законе куча подводных течений, и они непрерывно будут бить фонтанами, да все по головам. Это же маразм! Кодекс надо обсуждать и принимать в повторном чтении.
Alea jacta Бевз!
Коммунист Валерий Бевз предложил говорить по порядку. Начал с Цезаря, который перешел Рубикон. Кодекс надо принимать, иного выхода нет. Но главная проблема - ужасающий правовой нигилизм в обществе.
Гость напоминал гоголевского помещика, принятого в Компартию, ставшего сельским головой, съездившего в Рим и купившего себе красный галстук.
Депутатов Бевз утешил: неприкосновенность была, есть и будет!.. Многим депутатам она до одного места, заметил Роман Зварич. Куликову потребовалось немало сил, чтобы заставить того задавать вопрос, а не толкать речь. Но время Бевза все равно уже истекло...
Встряхнуть полицейскую систему!
Вытеснивший Бевза Роман Зварич у микрофона встал в позу невинной девицы, ожидающей соблазнения, для чего были расстегнуты две из трех пуговиц пиджака. Он отказался предсказывать поведение депутатов в сессионном зале, а предпочел говорить лишь по сути. Проект нужно принимать несмотря даже на структурные огрехи. Мы обязаны вывести страну из состояния полицейской державы.
А Кармазин утверждает, что полицейскую державу лишь строят, подкинул Куликов. Если бы приняли проект Зварича - совершили бы революционный скачок! Но и этот кодекс на худой конец сойдет. Конструктив надо поддерживать.
В порыве монолога интернациональной девицы Зварич превратился в голливудского персонажа - то ли прокурора-падлюку, то ли коварного инопланетянина... Гость принялся пояснять необходимые пояснения и защищать презумпцию невиновности с первого дня следствия.
Зварич выразил желание улучшить документ - необходимо встряхнуть всю систему. И простой гражданин должен почувствовать, что в кодексе - его защита и спасение. А следователь-судья - это украинское ноу-хау.
Хватит соваться на красный свет!
Последним оратором стал Владимир Олейник. Он явно подготовился к серьезному разговору: бумаги в руке, опущенные очечки на носу. Европейская ассамблея приветствует президента и рекомендует в кратчайшие сроки принимать. Тимошенко он попросил к этому не примешивать.
Теперь будет проще простого стать потерпевшим! - обрадовал Олейник. СИЗО опустеют, половина народу выйдет на волю. Гость припомнил времена Вышинского и заверил, что теперь уже ни бить, ни выбивать показания не будут. Меньше станут людей мордовать!
Олейник чем-то напоминал бравого Швейка, не пошедшего в денщики к поручику Лукашу, а прямиком вступившего в Партию Регионов... Сняв очки, он признал, что телефонное право существует. Но это во многом зависит от культуры общества: вон, поглядите, как на улицах народ лезет на красный свет! В Европе такого не увидишь. Вот и в судах все должно быть по совести.
Олейник согласился с Сирым, что обвиняемых негоже называть преступниками. Но заявление БЮТ - это туфта: они сами создали проблему и теперь с нею борются. Это пиар, давление на органы.
...Эксперты решили, что новый КПК будет требовать огромного числа поправок, что реформа пройдет, когда перестанут пытать в тюрьмах. Если не начинать, то ничего не сдвинется, положил Николай Онищук, потому надо принимать. Это первый шаг к становлению правового государства, с глазами испуганной нимфы подытожила Бережная...