Рада: кинозал раздора
Особенность украинской политической системы в том, что она регулярно оказывается в тупике, из которого нет законного выхода. Патовая ситуация сложилась в 2000г., когда большинство в Верховной Раде не могло избавиться от неподконтрольного ему спикера Александра Ткаченко. Тогда большинство собралось в Украинском Доме и явочным порядком решило, что спикером будет Плющ. Патовая ситуация сложилась после второго тура президентских выборов в 2004 г. - выходом стало лежащее вне правового поля решение о проведении третьего тура выборов. Парламент седьмого созыва, похоже, с самого начала работы находится в патовой ситуации, и 4 апреля, наконец-то, выход из нее был найден. Правда, как и положено в патовой ситуации, выход неправовой.
Сбежавшие в киношку
Фракции Партии регионов и КПУ, а также примкнувшие к ним внефракционные депутаты организованно собрались утром 4 апреля в помещении кинотеатра в здании комитетов Верховной Рады на ул. Банковой, 6-8. Проводить разного рода депутатские собрания и совместные совещания фракций где попало Регламент Верховной Рады не запрещает. И обсуждать на них что угодно - тоже. Однако Регламент совершенно точно не разрешает произвольно менять место проведения пленарных заседаний Верховной Рады. Статья 2 парламентских правил поведения гласит:
1. Верховна Рада проводить засідання у будинку Верховної Ради (місто Київ, вул. Грушевського, 5).
2. За рішенням Верховної Ради, прийнятим більшістю народних депутатів України (далі - народні депутати) від конституційного складу Верховної Ради, її засідання можуть проводитися в іншому місці.
В соответствии с Конституцией, решения Верховной Рады принимаются исключительно на пленарных заседаниях (ст. 84).
В общем случае это означает, что для того, чтобы провести пленарное заседание за пределами сессионного зала, Верховная Рада должна на своем законном пленарном заседании в зале под куполом принять решение о смене места проведения заседания.
Этого сделано не было. Депутаты приняли решение о проведении заседания на Банковой, 6-8, уже находясь в помещении кинотеатра.
Какие у них на то были юридические основания? Очень сомнительные. Но надо признать, что таковые им предоставила оппозиция. Дело в том, что в результате блокирования трибуны парламента предыдущее пленарное заседание 2 апреля не было закрыто. Именно этот факт продолжающегося пленарного заседания и дал Рыбаку основание предложить депутатам проголосовать за проведение следующего заседания на Банковой, 6-8, закрыть заседание и тут же открыть новое.
Правда, если все-таки придерживаться пункта 1 ст. 2 Регламента, то собрание депутатов вне зала под куполом даже в ходе пленарного заседания неправомочно. Это равнозначно попытке продолжить футбольный матч в раздевалке, пользуясь тем, что время игры еще не истекло.
Исходя из этого, под вопросом и легитимность всех решений, принятых депутатами в парламентском кинозале. Рыбак уже заявил, что готов к судебным искам по поводу законности пленарного заседания 4 апреля. Вопрос в том, готов ли к этому суд и кто этот суд будет готовить.
"Я видел разные мнения по этому поводу, но с моей точки зрения, идет уничтожение парламентаризма подобными действиями и те, кто перешел из сессионного зала, сделали либо это по незнанию, либо сознательно. Но это похоже не на заседание Рады, а на собрание колхоза времен Советского Союза, как это ни печально звучит", - так прокомментировал ситуацию корреспонденту "Обозревателя" политолог Виталий Бала.
Легитимность как фикция
В истории украинского парламентаризма уже есть один прецедент, когда депутаты большинства в 2000 г. собрались в "Украинском Доме" и отстранили от руководства Верховной Радой спикера Александра Ткаченко и первого заместителя Адама Мартынюка. Причем среди участников этого парламентского переворота были как те, кто сегодня голосовал в кинотеатре на Банковой, так и те, кто нынче находится в рядах оппозиции. В частности, фракция "Батькивщина" во главе с Юлией Тимошенко и Александром Турчиновым была тогда в "Украинском доме".
Конституционный суд в том же 2000 г. отказался признавать действия большинства неконституционными. Где гарантия, что в этот раз КС окажется более строг к депутатам, собравшимся на Банковой?
Стоит отметить, что несмотря на всю сомнительность демарша парламентского большинства, оно в четверг выполнило одно из фундаментальных требований оппозиции, а именно - голосование производилось без какого-либо кнопкодавства, так как никаких кнопок и никакой системы "Рада-3" в кинотеатре нет. Голосовали руками, а счетная комиссия подсчитывала голоса "против" и "воздержался", вычитая эти цифры из данных письменной регистрации, чтобы выяснить количество голосовавших "за".
Оппозиция ожидаемо подвергла сомнению наличие в кинозале 244 депутатов, которые, по данным счетной комиссии, письменно зарегистрировались у входа в кинозал. Однако попасть в зал для проверки представители оппозиции не смогли - их попросту не впустили внутрь. Это очевидное нарушение нормы о равном доступе депутатов на заседания.
"Конечно, если они проводят какие-то сборы – это одно. Но на них не принимаются парламентские решения. Если же это все-таки заседание парламента, то как они могут не пустить на него других членов парламента? Это уже какая-то сепарация", - так в комментарии "Обозревателю" пояснил ситуацию эксперт Игорь Колиушко.
Однако разве не таким же нарушением той же нормы была попытка изгнать из сессионного зала депутатов Табаловых? Да и само по себе блокирование трибуны Верховной Рады нарушает Регламент.
"Когда это используется в регулярном режиме, каждый месяц и почти каждый день, блокирование теряет смысл – оно начинает вызывать раздражение, начинает работать против нормального режима работы Верховной Рады", - заявил на пресс-конференции в "Обозревателе" политолог Владимир Фесенко.
Очевидно, что парламент вышел за пределы правового поля не 4 апреля, а гораздо раньше - еще до начала его полномочий. В частности, тогда, когда власть и оппозиция после окончания голосования 31 октября решали вопрос о результатах выборов на проблемных округах не подсчетом голосов, а силовым противостоянием. С тех пор Рада в правовое поле возвращалась только время от времени, чтобы вновь ринуться в водоворот политических разборок, не имеющих ничего общего с законностью.
Теперь очередь за президентом. Освятит ли он своей подписью принятые на импровизированном пленарном заседании законы, или же повременит, ожидая развития ситуации? По версии оппозиции, безусловно подпишет, ведь в "Батькивщине" говорят, что именно Янукович дал команду непременно заставить парламент работать.
Побег из курятника
Януковичу же приписывают и другие неприятности, происшедшие 4 апреля с оппозицией. Первое, что сделал Рыбак после открытия заседания в кинозале - сообщил о том, что депутаты Скосарь, Немилостивый, Канивец и Стаднийчук прекратили членство во фракции "Батькивщина". Вскоре появились заявления от Скосаря, Немилостивого и Стаднийчука о том, что они заявления о выходе из "Батькивщины" отзывают. А еще через некоторое время Стаднийчук и Немилостивый выступили с трибуны кинозала и крайне невнятно пояснили свою позицию, пообещав покинуть фракцию "Батькивщина", как только парламент вернется к работе в зале заседаний.
"Я еще сразу после выборов говорил о том, что знаю четверых депутатов, которые не являются сторонниками "Батьківщини". Двое из этих четырех и вышли сегодня. Поэтому для экспертов это не новость, это был секрет Полишинеля", - заявил корреспонденту "Обозревателя" эксперт Виталий Бала.
Самым решительным оказался ставленник Анатолия Гриценко Леонид Канивец, прославившийся проектом закона о графе "национальность" в паспорте. Не найдя общего языка с одним из оппозиционных тяжеловесов Швецом, он хлопнул дверью. Гриценко же, обещавший ранее, что Канивец не станет тушкой, вынужден теперь объяснять поведение своего протеже неправильной позицией руководства фракции.
Руководство же фракции решило сыграть на опережение. Арсений Яценюк сообщил в эфире, что данная ситуация инициирована Януковичем, а непосредственный ее исполнитель - Андрей Клюев: покинувших фракцию депутатов просто купили, заплатив по 10-15 млн долларов каждому. Кроме того, Яценюк говорит о "трех людях Клюева" среди членов фракции "Батькивщина", перед которыми стоит задача свергнуть лидера фракции. Арсений Петрович грозится назвать их фамилии, если они попытаются реализовать свои планы. Все это выглядит не слишком убедительно, если учесть, что уже подавшие заявления о выходе из фракции являются креатурами как раз Яценюка, и при этом осенью 2012 года Яценюк ответственно заявлял, что среди оппозиции "тушек" не будет. Вопрос, откуда взялись тушки, которых "не было", и как во фракции "Батькивщина" появились "люди Клюева", остается открытым. Зато ясно, что Яценюк теперь будет драться за свое место во главе фракции с собственными товарищами по оппозиции, а "всенародное восстание" отойдет у него на второй план.
Точнее, формально оппозиция даже пытается это восстание ускорить - она призывает неравнодушных выйти в воскресенье в парк Шевченко в знак протеста против "путча". Однако этот призыв звучит в ситуации, когда оппозиции нечего предложить массам, кроме рассказов о плохой власти. А поскольку в услугах Капитана Очевидности массы не нуждаются, то и массового наплыва протестующих ожидать не стоит.
Впрочем, на дворе пятница, 5 апреля, а регионалы пообещали в этот день собраться в зале под куполом. У них для этого есть веские основания: сам Яценюк, забыв о том, что трибуна заблокирована, потребовал, чтобы большинство вернулось в Раду и голосовало там. Так что запасаемся поп-корном...