Пафос, пафос, пафос… Он неизбежен в постреволюционные дни, когда победители прославляют себя и льстят массам, приведшим их на олимп. Но на съезде "Батькивщины" пафос был концентрированный, густой - его приходилось буквально раздвигать руками, чтобы пробраться сквозь его заросли к росткам осмысленной информации.
У руководства "Батькивщины" было два варианта действа. Либо "дежурный", формальный съезд, который просто юридически фиксировал бы выдвижение Тимошенко в президенты. Либо же по традиции сделать красивую пафосную картинку, которой отчасти компенсировать пресловутый отказ Юлии Тимошенко от саморекламы. Предпочли второе, но переложили сахару…
Перед началом съезда на сцену запустили кучу народу с размалеванными в национальные цвета щеками. Они там стояли, словно Народный Хор имени Григория Верьовки, но не пели, и оставалось только догадываться, зачем. Оказалось, они - занавес, из-за которого вышла Юлия Тимошенко. Очень грамотно: наверняка злопыхатели ждали, как Юля будет двигаться к микрофону - пешком, на костылях или в коляске. Благодаря "живой изгороди" Юлии Владимировне достаточно было сделать к микрофону два шага вперед - весь остальной путь она проделала за спинами поклонников.
Но появилась Юля не сразу. Вначале гражданам дали понять, что Юлию Тимошенко поддерживают… ну, почти все. Первому слово предоставили патриарху УПЦ КП Филарету. Своим присутствием съезд почтили также представители УПЦ, УАПЦ, баптистов, УГКЦ и украинских мусульман.
Потом пришла очередь мировой общественности. если ранее на каждом партийном форуме зачитывались поздравления от лидеров Европейской Народной партии, то сегодня Тимошенко поднялась с европейского на мировой уровень. Ее приветствовал сам Эйрик Моэн - глава Международного демократического союза, всемирного объединения правых политических партий, придерживающихся консервативной, либерально-консервативной и христианско-демократической идеологий. Моэну вторил экс-премьер Словении Янез Янша. Оба были скучны и говорили банальности, положенные в таких случаях.
Михаил Саакашвили порадовал украинским языком с грузинским акцентом и огорчил избыточными славословиями в адрес украинского народа. Понятно, люди любят, когда им льстят, но даже льстить можно чуть более тонко.
Взбодрил собравшихся на Софиевской площади Юрий Луценко. Он заставил по-новому звучать известную присказку "ломать не строить". Рассказав о прогнившей коррумпированной системе, Луценко настоятельно потребовал, чтобы Тимошенко шла в президенты не реформировать, не реанимировать, а разрушать эту систему до основания. Он же был единственным, кто упомянул неутешительные для Тимошенко результаты социологических опросов - в оптимистичном, правда, ключе: мол, нас интересует не рейтинг, а результат. Власть Юрий Витальевич обругал: на смену-де "банде чумы" пришло "правительство дизентерии".
Глава этого самого правительства тоже выступил в поддержку Тимошенко. Яценюк был сдержан и лоялен настолько, насколько мог себе позволить человек, еще пару месяцев назад видевший себя основным кандидатом в президенты. Спасибо ему за мужество и самообладание. Будем надеяться, Тимошенко этого не забудет.
Кандидат в президенты начала свое выступление с биографических выдержек и цитат одного из погибших на Майдане. Понятно, что в предвыборной кампании без темы майдана не обойтись, но стоило ли так откровенно пользовать память Небесной Сотни?
Апелляцией к Майдану она и закончила, назначив своими доверенными лицами пятерых активистов Майдана - полевого командира, врача, интенданта, волонтера и самооборонца. Что в принципе означает одно: институт "доверенных лиц" выполняет теперь больше декоративную функцию.
Дважды в своей речи Тимошенко отметила, что она была посажена в тюрьму за борьбу с олигархией. Нам предлагается в это верить, как и в то, что при ней олигархов не будет, а будут простые бизнесмены. Помнится, в годы президентства Ющенко Юлия Владимировна тоже говорила, что в ее фракции никаких олигархов нет - Константин Жеваго, наверное, тихо улыбался, читая интервью Тимошенко.
Тимошенко обещает вернуть Крым, создать современную боеспособную армию, покончить с коррупцией - кстати, в связи с этим она уже в который раз сообщила, что подала законопроект о разрешении видео- и аудиосъемки в кабинетах чиновников.
Закон действительно хороший, но почему Тимошенко, не обладая правом законодательной инициативы, демонстративно заявляет: "Я подала законопроект!"? Да просто-напросто она дает понять, что по факту она уже президент, и плевать хотела на условности - а выборы 25 мая лишь формальность.
Для жителей Востока и Юга Тимошенко специально заговорила по-русски. И произнесла замечательную фразу: "Не нужно задавать вопросы, которые нас разъединяют". Конечно, она имела в виду языковой вопрос. Но как же хорошо звучит в качестве универсального ответа на неудобные вопросы, которых к Юлии Владимировне всегда было очень много!
Светило солнце, прячась за колокольню Святой Софии, гремели динамики, а с трибуны съезда вещала вождь, и этого не скрыть ни за какими разговорами о демократических преобразованиях. Специалисты напишут еще не одно и не два исследования на тему "Роль личности в истории", и феномен Тимошенко займет в этих исследованиях не последнее место.
Она говорит о демократии, о свободе, о среднем классе, но в тоже время речь все время идет о ней - о ее исключительной миссии, о том, что только она с ее уникальным опытом и т.д.
Украина выздоравливает? Выборы покажут.