Прежде по человеку проезжал танк, а нынче будет «Мерседес»

Прежде по человеку проезжал танк, а нынче будет «Мерседес»

На «Шустер live» обсуждали свежий «страстной кодекс»

Савик Шустер начал с представления аудитории: компанию рожденным в Украине составили парикмахеры. Забавно для Страстного вечерка... Ведущий пообещал непривычную программу.

Дайте нам дюжину судей, если нет апостолов

В студию пригласили Виталия Каиру, невинно пострадавшего вместо пологовского маньяка. Он поведал свою печальную историю: приехали, увезли, принялись угрожать и пытать, осудили, вкатав 15 лет за изнасилование и убийство. Каира отсидел пять лет - если бы не арестовали Ткача, сидел бы и до сих пор...

Что же изменится при новом кодексе? - был задан вопрос Андрею Портнову. Гость заверил, что все виновные будут наказаны. У правоохранителей было завышенное чувство собственной значимости, вот и фальсифицировали дело. Старый УК создавал для этого условия. Новый же такого не допустит! Мотивации для пыток не будет, доказательствами станут признаваться лишь показания, данные суду.

Явки с повинной не будет, зато появятся другие инструменты, заявил Юрий Кармазин, но Портнов его опроверг: сделка со следствием запрещена - Кармазин не внимательно читал. Но депутат не покорился, а продолжал обвинять и разоблачать... Немножко не владеете вопросом, отмахнулся Портнов.

Во всех областях 87-90% раскрываемости преступлений, а в Киеве - лишь 47%, вмешался Станислав Олейник. Ребята все раскрывают, чтобы получить повышение. Новый УПК внесет положительные коррективы.

В защиту нового кодекса выступил и Валерий Писаренко, а Николай Катеринчук потребовал суда присяжных: 12 судей, как 12 апостолов, не позволят злу торжествовать. Все было бы славно, если бы приняли его версию кодекса, подкинул Роман Зварич, а так - тьфу...

Концерт для фортепьяно с оппозицией

Депутаты принялись с ажиотажем выяснять отношения. Пока обвиняемый сидит в тюрьме, государственная машина шьет дело, объяснил Олейник. Первый том, второй и так далее. И уже понять ничего невозможно. А присяжные - лишь буфер для судьи.

Суд присяжных не всегда справедлив, заметил Портнов. Он зачастую клюет на жалость, а к богатому подсудимому изначально относится с предосуждением.

Юрий Прокопчук из БЮТ с пафосом извинился за государство: сам он не предпринял нужных мер, чтобы обеспечить справедливость. А новый кодекс принят в 4 утра 13-го в пятницу, и ничего доброго от него ждать не приходится. Он не защитит людей, которые не смогут откупиться.

Можно постоянно говорить, что все плохо, а можно постараться поменять, заметил Писаренко. Мы сделали шаг к Европе.

При нынешней власти было доказано, что Каира неправильно осужден, напомнил Портнов. Да кодекс принимался впопыхах, ночью, с голосованием пачками карточек, возмутился бютовец Юрий Одарченко. А государственный служащий Кузьмин бессовестно катит бочку на Юлю!

Портнов заметил, что и Одарченко нажимает на несколько кнопок, да и вся оппозиция играет на них, как на клавишах пианино. Но мы вынуждены принимать такой порядок: депутат определился, передал карточку коллеге, а сам пошел байдыки бить.

Жаль, что римляне не наши предки

В студию пригласили бухгалтера сельсовета Елену Унгурян, но слово сперва дали Зваричу, который снова сунул всем под нос свой проект, который приближал Украину к Штатам. Для убедительности он припомнил римлян, сдобрив их американскими терминами. Все записано, как вы сказали, успокоил Портнов и предложил Зваричу пари.

Суд присяжных действовал еще в Х веке, напомнил Николай Сирый, чего ж нынче выкаблучиваться?

Наконец-то вернулись к Унгурян и показали отрывок из фильма «Лукьяновка. Тюрьма №1». Гостья поведала свою историю: ее, беременную, мурыжили четыре месяца в СИЗО по обвинению во взятке. Врач ее не принимал, и у нее случился выкидыш. Теперь же ей грозит от 8 до 12 лет.

Прокурор и судья - люди далекие от юриспруденции, заявил Портнов. Но теперь такого не будет. В крайнем случае возьмут залог... Он признал Унгурян неопасным для общества человеком.

Николай Катеринчук защитил журналистов, которых и с новым УПК смогут нагибать, а разом и простых граждан, которые теперь не смогут выступать в роли адвокатов.

С Луны не завезешь милиционеров

Святослав Олейник принялся разъяснять разницу между преступлениями против личности и прочей дребеденью. Кодекс надо было принимать, даже в Страстную пятницу!

Правозащитник Дмитрий Гройсман предложил провести эксперимент. Он поинтересовался у Унгурян: вы хоть знали, за что сидели? Ответ был отрицательным. Проше простого - оговорить человека. Раньше по человеку проезжал танк, а нынче - 600-й «Мерседес». Машина изменится, а рулить ей будут те же люди. Хотя гламурный автомобиль все же приятнее танка...

С Луны не завезешь милиционеров, прокурора и судью, посетовал Портнов. Однако теперь милиционеру-преступнику действовать будет сложнее. Значит, появится шанс.

Кучу позитивного в «страстном кодексе» было уничтожено по взмаху руки Чечетова, напомнил Кармазин.

А не провести ли нам люстрацию?

Третьим гостем стал Богдан Хмельницкий, но Кармазин вцепился в Портнова: а Луценко посадили бы по новому УПК? Он назвал провластных депутатов зайчиками, а кодекс - незаконно принятым... Каждая сторона имеет право на свою точку зрения, пояснил Портнов и послал Кармазина в парламент.

Хмельницкий рассказал свою историю: как его арестовывали, ворвавшись через окно, как вывезли все из квартиры, как делили его вещи, в том числе и туфли, как избивали. Обвинили в том, что он украл автомобиль. Но Хмельницкий выдержал - ничего не подписал. Однако права у нас не работают - тебе отвечают: це шо, Америка? Хмельницкий отсидел 4 года и 2 месяца... Спасли журналисты и общественный резонанс.

Гройсман объяснил, что с оправдательными приговорами у нас худо. Обычно перед процессом судьи пьют чаек с прокурорами, ведь они же из одной лужи. И чаще всего дела отправляются на дорасследование.

Портнов заверил, что нынче уже таких безобразий не будет. Хмельницкого он обнадежил, назвав его случай вопиющим.

Следователя и судью по делу Хмельницкого - в СИЗО! - приказал Прокопчук. А чем занимается генпрокурор? Он вместе с Кузьминым тратит все силы на борьбу с Тимошенко и Луценко.

Олейник припомнил сталинские времена, когда задержанные в Днепропетровске адвокаты легко подписали, что готовили взрыв моста. Наши же ребята связаны преступными отношениями! Во всех же областях прокуроры из Донецка. Может, провести поголовную люстрацию?

Доллар выше закона

Следующим пострадавшим оказался Анатолий Щедрин, которого подвинул Одарченко, подкинув очередную пачку разоблачений: как арестовывали, так и продолжат кидать на нары! Портнов поведал, что за 15 минут до начала программы Совет Европы поприветствовал новый кодекс. Только посоветовал президенту не подписывать его без Венецианской комиссии, подкинул Катеринчук. Да Янукович сам отправил кодекс международным экспертам! - воскликнул Портнов.

Наконец-то вспомнили о Щедрине, который рванул напрямик: никакой судебной системы у нас нет! все чиновники - коррумпированные! У Щедрина за его правозащитную деятельность убили дочь. Гость обрушился и на Луценко: что, львовские лучше донецких? Доллар выше закона.

Щедрин рассказал, как на трассе его ударила сзади «Газель», погибла дочь, а его обвинили в ее гибели. Он пообещал регионалам проигрыш на выборах. Сам Щедрин уже написал кучу писем Пшонке... Щедрин говорил сбивчиво, перескакивал с мысли на мысль, но поддержка была 100%. Он предложил Шустеру идти в президенты - его изберут. Или застрелят, пожал плечами ведущий.

Медово-дерьмовая арифметика

Хорошо, когда депутат помогает добиться правды, заметил Гройсман. Но другой депутат будет грозить подвесить за одно место. Гость признал кодекс неплохим и припомнил свою бабушку, которая говаривала: если к ста килограммам меда прибавить килограмм дерьма, то получится 101 кг дерьма.

Портнов похвалил Гройсмана за профессиональные комментарии, но тот пожал плечами: худо, когда власть хвалит правозащитников.

Вы пригласите соседа, хорошего парня, с которым вы водку пьете по вечерам, вырезать вам аппендицит? - поинтересовался Писаренко. Вот пусть и адвокаты теперь будут профессионалами. За адвокатом можно следить, а за родственником - никак, добавил Портнов.

В оставшееся время ведущему удалось всунуть в дискуссию последнего свидетеля Андрея Диденко, который отсидел восемь лет. Его пытали, обвинив в хранении наркотиков, оружия и всего прочего... Теперь он стал правозащитником. По новому кодексу вы бы не сидели, заверил Портнов.

48% рожденных в Украине и 25% парикмахеров признали, что новый УПК - это шаг к гражданскому обществу, а остальные - что к полицейскому государству.

В финале Шустер признался, что редко видеть Кармазина - это такое счастье, и пригласил в студию Эрику, которая пришла с миром и новой песней «Ворожка»...