Глава МИД Латвии об Украине и ЕС: "Никогда не говори никогда"
Эдгарс Ринкевич рассказал в интервью DW о том, что перспектива членства в ЕС для Украины и Грузии сохраняется, и пояснил, почему в Риге не будет подписано соглашение о визах.
Министр иностранных дел Латвии не считает выступление в бундестаге канцлера ФРГ Ангелы Меркель отказом Украине и Грузии в возможности стать в будущем членами ЕС. Об этом Эдгарс Ринкевич заявил DW в Риге, где 21-22 мая проходит саммит стран-участниц программы ЕС "Восточное партнерство".
DW: Украина стремится получить подтверждение четкой перспективы своего членства в Европейском Союзе и отмены визового режима. Президент Петр Порошенко не раз говорил, что ожидает именно этого на саммите программы ЕС "Восточное партнерство" в Риге. В Европе дали понять, что этого не произойдет, а канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel), выступая в четверг в бундестаге, также сказала "нет". Во всяком случае - это касалось саммита в Риге. Вы полагаете, что Украина допустила ошибку, пытаясь оказать давление на европейских партнеров?
Эдгарс Ринкевич: У меня есть только очень краткая информация о выступлении канцлера в бундестаге. Я сейчас с осторожностью готов комментировать это, так как обычно я предпочитаю знакомиться с полным вариантом выступлений, а не с выжимками из них. Но позвольте мне отметить несколько пунктов.
Прежде всего, надо вспомнить, что в "Восточное партнерство" входят 6 стран-участниц, которые имеют разный уровень амбиций. Например, Беларуси, Азербайджану и Армении еще только предстоит решить, каков будет их дальнейший путь. То есть, быть участником "Восточного партнерства" не означает автоматически получить статус кандидата в члены ЕС. Быть кандидатом в члены в ЕС - это совершенно другой процесс, который проходит по совершенно другим правилам. Я полагаю, что сейчас, помня о Статье 49 (эта статья Договора ЕС предусматривает, что каждая европейская страна имеет право в случае соответствия критериям подать заявку на вступление в союз. - Ред.), нам надо сконцентрироваться на способности стран "Восточного партнерства" к проведению реформ, что намного важнее.
Но все-таки я не могу сказать, что нынешнюю ситуацию надо воспринимать как отказ Европы. Я полагаю, что никакого отказа в речи федерального канцлера Германии и не было. Она просто обращает внимание на очевидный факт, что участие в "Восточном партнерстве" не означает автоматической перспективы членства в ЕС - и это совершенно верно. Но вместе с тем, я полагаю - помня о необходимости единства позиций 28 нынешних членов Евросоюза - что мы должны понимать и европейские ожидания восточноевропейских стран. Нам надо найти путь, как помочь ассоциированным странам в процессе проведения реформ. Давайте никогда не говорить никогда. Обстановка меняется, 30 лет назад никто даже и не мечтал, что страны Балтии станут членами НАТО - а это случилось. Так что давайте не будем ничего отрицать.
Что касается cоглашения о смягчении визового режима - да, в Риге это соглашение подписано не будет, так же как и в Вильнюсе не было подписано соглашение об ассоциации. Но его подписали позже! И я думаю, что ровно также произойдет и с соглашением по визам для Украины и Грузии. Как только они начнут соответствовать всем установленным критериям, как только в Европе увидят прогресс - а этот мониторинг ожидается к концу этого года - я думаю, есть отличный шанс, что соглашение будет подписано. И это - тот позитивный сигнал, который исходит из Риги.
- Выступая на конференции Гражданского общества стран "Восточного партнерства" в Риге, вы упомянули о том, насколько вам, как главе МИД страны-председателя в ЕС, сложно вести переговоры об итоговой декларации саммита. Не могли бы вы поделиться с нами деталями?
- Нет, я не могу разглашать детали до того, как переговоры завершатся. Но я могу сказать, что нынешние разногласия - это не уникальная ситуация. Я участвовал уже во многих саммитах ЕС и НАТО, и я знаю, что такие процессы требуют много времени, много терпения и много усилий.
- Вы можете подтвердить сообщения, что Армения и Беларусь не согласны подписывать итоговую декларацию?
- Нет, я не могу подтвердить такие сообщения, потому что, во-первых, как таковая отсутствует процедура подписания декларации. Декларация будет принята. Но я не могу подтвердить и то, что имеется нежелание ее принимать. Я могу только сказать, что мы работаем со всеми партнерами, пытаясь найти приемлемый для всех текст. Так что давайте не будем делать "больших новостей" из того, что является обычным рабочим процессом.