Репортаж DW из Дрездена, где вечером 12 октября прошла демонстрация сторонников антиисламского движения Pegida, требующих отказа от приема Германией беженцев.
Едва заполнив Театральную площадь (Theaterplatz) Дрездена вечером в понедельник, 12 октября, демонстранты проскандировали свой главный лозунг так громко, как только могли: "Меркель должна уйти!" С ним были согласны все несколько тысяч участников демонстрации сторонников антиисламского движения Pegida. По данным студенческой инициативы "Подсчитано" ("Durchgezahlt"), желающих жестко раскритиковать канцлера Ангелу Меркель (Angela Merkel) за ее политику в отношении беженцев набралось в этот вечер в Дрездене от 7500 до 9000 человек. Между тем в летние месяцы движение, как казалось, растеряло своих сторонников и не собирало большое их число на уличные акции.
Один из сторонников Pegida принес с собой на демонстрацию макет виселицы, на которой были подвешены таблички с именами канцлера Ангелы Меркель и вице-канцлера Зигмара Габриэля (Sigmar Gabriel). Как сообщили в прокуратуре Дрездена, такая выходка может завершиться для этого демонстранта штрафными санкциями.
Основатель Pegida Луц Бахман (Lutz Bachmann) озвучил присягу своих соратников, зачитав список требований движения к властям. Прежде всего демонстранты хотят немедленного прекращения приема беженцев, которых Бахман именует "сбродом" (Asylantenpack). "Подавать заявку на предоставление убежища в Германии должно стать менее привлекательно" - таков его посыл. Хор сторонников приветствовал это высказывание Бахмана, проскандировав "высылать, высылать".
Критика Меркель и призыв к протесту
Правительство ФРГ Луц Бахман назвал "берлинскими диктаторами", которые - якобы управляемые американским президентом - "принимают решения, направленные против собственного населения". Пока Бахман бушевал на сцене, многие прилично выглядящие сторонники Pegida не отставали от него и давали волю своей ярости. Приличного вида пожилая женщина совершенно внезапно прокричала: "Меркель больна, она должна уйти". Забавно, что именно эта женщина внешне чем-то напоминала канцлера Германии.
Татьяна Фестерлинг (Tatjana Festerling) также точит зуб на канцлера и беженцев. Бывшая представительница партии "Альтернатива для Германии" (AдГ) в Гамбурге, требовавшая возведения заборов на границах для защиты от беженцев, называет людей, ищущих в ФРГ защиты, "стадом" и "нашествием". В июне этого года Фестерлинг получила 10 процентов голосов на выборах мэра Дрездена. Она называет Меркель "самой опасной женщиной Европы" и считает, что против нынешнего канцлера и ее правительства есть только одно средство: "Протестуйте против этих безумцев".
Накануне демонстрации в Дрездене в Facebook курсировал список из десяти требований, которые даже были переведены на английский язык. Как указывалось, сделано это было с целью интернационализации движения. Бросается в глаза, что перевод пестрит ошибками в правописании. Впрочем, это не уменьшает остроты содержания.
Установление границы, изоляция и контроль: наряду с прекращением приема беженцев, лидеры Pegida требуют введения строгого пограничного контроля, ограничения свободы передвижений, гарантируемой Шенгенским соглашением и "массовых выдворений". А также, по возможности, выхода Германии из ЕС. Слово "немедленно" большими буквами написано в этих требованиях четырежды, хотя и не всякий раз. Женщина, стоящая среди сторонников Pegida и с виду производящая впечатление милой старушки, после прочтения программы антиисламского движения приходит к выводу: "Теперь нам надо только еще вооружиться, это было бы необходимо".
"По сути, требования все те же"
Другой сторонник движения, снующий в толпе с зеленой коробкой для пожертвований в пользу Pegida, суммирует в одно предложение то, о чем, по его мнению, идет речь в этот вечер: "То, чего мы требуем, - это, по сути, все то же, что и раньше". Зато ново и курьезно звучит предложение по выходу из сложившей ситуации, озвученное Татьяной Фестерлинг.
По ее мнению, федеральная земля Саксония должна выйти из состава Германии. Эту идею толпа на площади встречает бурными овациями, криками "отпор, отпор" и "ленивый сброд" в отношении беженцев. И ни слова о тяжелом положении тех, кто бежит из таких стран, как Сирия и Афганистан, где идет гражданская война.
Pegida, называющая себя "Европейцами-патриотами против исламизации Запада", уже год как разжигает негативное отношение к мигрантам и беженцам в Дрездене - городе-оплоте этого движения. Луц Бахман называет тех, кто подхватывает его лозунги, "гражданами, которые думают о будущем". Однако как раз эти граждане двигались вечером 12 октября прочь от демократического консенсуса, оскорбительно называя беженцев "бандами арабов", "неграми" и "сбродом".
После демонстрации - "прогулка"
По окончании демонстрации последовал марш по историческому центру города. На языке Pegida и Луца Бахмана это называется "прогулкой". Примечательно, что лидер движения часто пытается облечь свои жесткие высказывания в мягкие как шелк формулировки. Бахман, которого прокуратура ФРГ обвиняет в разжигании межнациональной розни, призывает "стойких жителей" к противоборству созданию приютов для беженцев. Фестерлинг называет подобные акции "проектами-маяками".
В этот вечер шествие прошло спокойно и обошлось без столкновений. Сторонников Pegida от группы демонстрантов-противников отделяли полицейские. Несогласные с позицией антиисламского движения кричали "Беженцы, добро пожаловать", а в адрес Pegida - "Высылайте лучше сами себя". Один из этих демонстрантов, наблюдая за проходящим мимо маршем сторонников Pegida, произнес лишь два слова: "Абсурд, мерзость".
12 октября, впрочем, на улицы Дрездена вышло не так много противников Pegida. "Инициативы против Pegida есть, но они на самом деле, к сожалению, менее масштабны, чем Pegida", - объясняет один из оппонентов антиисламского движения. Однако уже на следующей неделе положение должно измениться. К 19 октября свободный союз граждан хочет мобилизовать жителей Дрездена под девизом "Сердце вместо травли" ("Herz statt Hetze"). Ожидается участие 10 тысяч человек, которые выступят против движения Pegida, очередная демонстрация сторонников которого назначена на тот же день. А значит, судя по всему, в Дрездене не станет спокойнее.