Известный российский военный журналист Аркадий Бабченко рассказал о будущем Донбасса и Крыма, проекте "Новороссия", ситуации в России и многом другом.
Приводим интервью Бабченко изданию "Гордон".
- Исходя из сложившейся ситуации, какой вариант развития событий на Донбассе вы считаете наиболее вероятным?
- Думаю, Россия будет уходить из Донбасса. Еще продолжит поддерживать оружием и, наверное, людьми. Не обязательно военными, просто не будут пресекаться поездки людей в этот регион. Какое-то время все продержится в таком состоянии, как сейчас - с более-менее установившейся линией фронта. Активизация военных действий также еще возможна. "Новороссия" продержится, но недолго. Украина восстановит свою власть на этих территориях.
- И вернуть Крым получится?
- В ближайшие годы полуостров в состав Украины не вернется. И дело уже не в России. Да, аннексировала Крым Россия. А обратно запихнуть его в Украину не сможет. РФ обязана вывести оттуда войска и свои государственные институты. Без разговоров! Но что дальше? Вводить украинскую армию? Не знаю, вызовет ли это сопротивление, но как минимум усиление напряжения и недовольство будет. Дайте крымчанам время пожить в России, понять и осознать, что вообще произошло. Только после этого появится возможность что-то поменять.
Читайте:
Война на Донбассе стала началом распада России – журналист из РФ
- Учитывая, сколько средств и сил вложили россияне в белорусскую оборону, возможно ли рассматривать Беларусь как плацдарм для наступления на Украину? В последние дни приходят сообщения, что там замечены российские военные.
- Полномасштабное наступление уже не состоится. Через полгода у России возникнет такое количество внутренних проблем, что будет не до Донецка, Украины или Беларуси. С другой стороны, предполагать, что эта власть сделает через час, не то что через неделю, я уже не берусь. Они ушли в отрыв от реальности. Конечно, когда внутри страны много проблем, самое время начинать маленькую победоносную войну. Но эта война приведет к краху режима.
- Россия отпустит Беларусь в самостоятельное плавание?
- Нынешний режим в России будет до последнего цепляться за Беларусь и Казахстан, держать их при себе. Хоть кто-то должен же оставаться. Это как хвататься за спасательный круг.
- На ваш взгляд, имеет ли смысл тратить время на переговоры в Минске, когда представители так называемой "Новороссии" не в состоянии обеспечить даже соблюдение режима тишины?
- Вести переговоры с "ДНР" и "ЛНР" необходимо. Большинство людей там все-таки местные жители. Даже если Россия уйдет, с ними нужно будет что-то делать. Невозможно уничтожить сотни тысяч человек. Значит, с ними нужно разговаривать. И нужны будут компромиссы, и амнистия. Украина должна четко понимать, зачем ей нужен Донбасс, что она будет делать с людьми, которые там сейчас живут и держат в руках оружие. Пока складывается такое впечатление, что Украина не понимает, зачем ей Донбасс.
Интересно, что не везде в Украине чувствуется, что в стране идет война. Чем дальше на запад, тем меньше ощущение войны. Киев отстранился, а во Львове вовсе создается впечатление, что в стране мир. Хотя на Донбассе очень много людей из Западной Украины.
- Если Россия уйдет с Донбасса, что будет с ввезенным оружием?
- Все, что сюда попало, тут и останется. Назад вывозить ни технику, ни оружие, ни боеприпасы не будут. Уже сейчас правительству надо думать, как решать эту проблему. Ведь забрать у человека оружие не так просто. Сам он точно не отдаст. Ввести войска в регион недостаточно. Это спровоцирует сопротивление. Чтобы вести военные действия, нужна полноценная армия. У Украины ее до сих пор нет. Ранее называли цифры в 40 тысяч человек численности армии. Это две дивизии. Такими силами столь объемные задачи, как на Донбассе, не решаются.
Читайте:
Путину срочно нужна "маленькая победоносная война". Эксперты о тактике Кремля после обвала рубля
Сейчас происходит становление украинской армии и украинского общества, что в конце концов повлечет за собой становление украинского государства. Самое главное, что сейчас произошло в Украине – образовалось общество, нация с едиными идеалами. Теперь надо построить эффективную государственную структуру и войти в Европейский союз.
- При взгляде на Россию из Украины возникает ощущение, что связь с реальностью там потерял не только глава государства. Что происходит в стране?
- Там действительно произошло массовое помешательство. "Крым наш!" – это до такой степени возбудило людей, причем даже тех, кого я много лет знал лично. Никогда ничего подобного не наблюдал. Не было предметов для гордости, не было побед. Демократическое государство строили – не построили. Нефти – вагон, а в Арабские Эмираты не превратились. Гордиться нечем. А с другой стороны, мы большие, великие, выиграли Вторую мировую, по балету впереди планеты всей. Пропаганда все время насаждала победные символы – Великая отечественная война, георгиевские ленточки… И тут вдруг бац! Мы отжимаем Крым. На кой черт Крым россиянину, который там ни разу не был? Черное море, которое простреливается от берега до берега, из которого все выходы перекрыты? Ан нет – победа! И переклинило. В последние месяцы стало легче – первый восторг уже прошел.
- Значит, скоро наступит отрезвление...
- Отрезвление будет, но не в том смысле, в каком хотелось бы. Вряд ли возникнет правовое государство с демократическими ценностями. Будет не майдан за свободу и достоинство, а скорее пугачевские голодные бунты. Хотя, нельзя исключать, что Россия вдруг развернется в сторону демократических ценностей. Как ни крути, а минимум половина москвичей на выборах голосовала за Навального. Шанс позитивных перемен я не исключаю. Я – оптимист и верю в хороший вариант развития событий.
- Хочешь выжить – меняйся?
- Безусловно! Либо перемены, либо исчезновение. Может быть, на территории, которая сейчас называется РФ, возникнет несколько русскоязычных государств. Уверен, все равно они выберут европейский вектор. Я считаю, что РФ в нынешнем виде – продолжение того, что началось в 1913 году с развала Российской империи. Потом это образование превратилось в Советский Союз. Развалился союз, и сейчас мы близко подходим к той грани, с которой начинается очередная стадия развала империи.
- На вас оказывают давление?
- Были определенные трудности ранее. А сейчас, видимо, у них другие проблемы. Я не веду активную деятельность, ни к чему не призываю. Я не экстремист! Так и напишите! Я хочу оставаться в России. Хочу, чтобы Россия была демократическим свободным правовым государством. В конце концов, она им и станет. Сейчас нечему радоваться. Страна нищает и летит в задницу. Сейчас будет жестче, чем в 1991 году. Накопилось много проблем, такая ненависть и мракобесие со дна подняты, что само уже не уляжется.
Это последствия нашего выбора, результат действий всего последнего года, того абсолютного сумасбродства власти. Путину не повезло родиться лет на 150 позже. Он был бы великолепным императором. Но действовать в XXI веке методами XIX века и быть успешным не получится. Ни у кого еще не получалось. Но каждый должен получать то, что хочет. Все желания должны исполняться. Захотели Крым – получите! Если дожили до взрослых годов, но так и не поняли, что безнаказанно откусить кусок чужой страны невозможно, получайте по полной.
Осетию простили. Абхазию простили. И на Крым бы закрыли глаза. Побурлило бы все и утихомирилось. Но Донбасс стал последней каплей в чаше. Это хуже, чем преступление – это ошибка, как сказал Наполеон. Если бы Россия не активизировала действия на Донбассе, не было бы санкций, и войны не было бы на востоке Украины.
- Кто выиграет эту войну?
- Такие войны, как на Донбассе, не выигрываются. Их можно только максимально затянуть. Украина в эту войну вошла в таком же состоянии, в каком Россия вошла в Чеченскую войну. Украина прошлась по всем граблям, на которые наступила Россия в Чечне. Из-за этого понесла абсолютно ненужные потери. Если бы Украина следила за событиями в России, интересовалась, таких ошибок и таких потерь не было бы.