Правительство ФРГ называет принятые Евросоюзом в отношении Крыма меры не ужесточением, а "усовершенствованием" введенных ранее санкций. Корреспондент DW выяснял подробности.
Не далее как 17 декабря корреспондент DW задал на правительственной пресс-конференции вопрос, не считает ли официальный Берлин целесообразным отменить или хотя бы приостановить действие санкций ЕС в связи с резким обвалом курса рубля.
Нет, не считает, ответил официальный представитель канцлера, поскольку санкции против Кремля и приближенных к нему коммерческих структур были введены, по его словам, не с целью экономического ослабления России, а в ответ на действия Москвы в Крыму и на востоке Украины. Пресс-секретарь немецкого министерства иностранных дел Мартин Шефер (Martin Schafer) в этой связи также заявил, что ему "ничего не известно о каких-либо проходящих в настоящее время в органах ЕС дебатах ни об ужесточении, ни об ослаблении санкций".
Не прошло и суток после этих заявлений, как из Брюсселя поступили сообщения о том, что ЕС вводит новые санкции в отношении полуострова Крым, затрагивающие энергетику, транспорт, телекоммуникации и туризм.
Пробелы и лазейки в санкциях
На правительственной пресс-конференции в пятницу, 19 декабря, корреспондент DW попросил разъяснений. Оказывается, новый "крымский пакет" Евросоюза - это, с точки зрения Берлина, вовсе не ужесточение санкций.
Мартина Шефера в этот день, правда, в Берлине не было. Главный пресс-секретарь МИД ФРГ сопровождал своего министра в поездке в Киев, поэтому отвечать пришлось его заместительнице Савсан Чебли (Sawsan Chebli).
Она напомнила о том, что на предпоследней встрече министров иностранных дел стран ЕС, проходившей 17 ноября, было решено принять дополнительные меры, связанные с введенными ранее крымскими санкциями. Но, подчеркнула Чебли, "не в целях их ужесточения, а для того, чтобы восполнить имевшиеся пробелы и перекрыть лазейки". Такая мера, указала она, была необходима, чтобы продемонстрировать нетерпимость Евросоюза к нарушению международного права и его решительное осуждение аннексии Крыма Россией.
Санкции и рублевая лихорадка
Правительство ФРГ неоднократно подчеркивало, в том числе, и устами министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier), что не заинтересовано в экономической дестабилизации России. Вместе с тем, в Берлине признают, что западные санкции также стали причиной финансового и экономического кризиса в России, хотя и не главной.
Но стоило ли именно сейчас, в разгар рублевой лихорадки "перекрывать лазейки", позволяющие обходить запрет для западных инвестиций в Крыму? Ведь такая мера может быть истолкована собственно как стремление экономически дожать Россию, которой Крым будет теперь обходиться еще дороже?
Савсан Чебли отказалась усматривать какую бы то ни было взаимосвязь между обвалом рубля и конкретизацией "крымского пакета" санкций. Это, по ее словам, чистое совпадение по времени, поскольку само решение по этому вопросу как таковое было принято еще в ноябре, после чего началась процедура его согласования и утверждения в органах ЕС. То, что эта процедура завершилась именно сейчас, заявила Чебли, "нельзя рассматривать как реакцию на обвал рубля".
Круизы, Крым и иномарки
Представители немецких министерств экономики и иностранных дел на пресс-конференции 19 декабря не сразу смогли ответить на вопросы о том, что конкретно означают меры ЕС в отношении Крыма, которые начинают действовать уже 20 декабря. Имеют ли, например, запреты на инвестиции в транспортной или туристической сфере обратную силу?
Придется ли, в частности, круизным лайнерам из стран ЕС, которые бороздят просторы Черного моря в направлении Крыма, менять маршруты и предлагать пассажирам альтернативы Ялте и Севастополю? Что будет с соглашением, подписанным совсем недавно менеджерами российской "дочки" немецкого концерна Volkswagen и крымского автоцентра "Таврида Моторс" о поставках машин Audi для продажи в новом автомобильном салоне в Симферополе? И вообще, будет ли теперь считаться нарушением режима санкций продажа европейских иномарок в Крыму?
Пресс-секретари двух немецких министерств обратились за помощью к смартфонам, запросив соответствующую информацию у экспертов своих ведомств. Более расторопными оказались дипломаты. Уже через несколько минут Савсан Чебли смогла успокоить и крымских автолюбителей, и пассажиров круизных судов: запреты не распространяются на ранее заключенные контракты на поставки тех или иных товаров и уже осуществляемые морские маршруты. К тому же, добавила она, легковые машины в принципе не подпадают под уточненные санкции, в Крым запрещено ввозить только грузовики.