Как приток беженцев изменит Германию? Политики дают разные ответы на одни и те же вопросы. О своем видении перемен DW рассказал бывший министр внутренних дел ФРГ Ханс-Петер Фридрих.
Ханс-Петер Фридрих (Hans-Peter Friedrich) - депутат бундестага от баварского Христианско-социального союза (ХСС), в 2011-14 годах был министром внутренних дел Германии. На этом посту он активно занимался и вопросами интеграции мигрантов, в частности, регулярно проводил исламские конференции, на которых правительство ФРГ и мусульманские организации обсуждали насущные проблемы. В интервью DW Фридрих призывает четко объяснять населению, какие проблемы может принести Германии приток беженцев.
DW: Господин Фридрих, в данный момент все силы брошены на практические действия: транспортировку беженцев, регистрацию, более или менее достойное размещение и снабжение. Но не должны ли политики уже сейчас задуматься о долгосрочных последствиях наплыва беженцев?
Ханс-Петер Фридрих: Согласен. Я считаю, что мы в данный момент хорошо работаем. Приняты разумные решения. Например, больше дотаций на местах, меньше бюрократии, координация работы волонтеров. Но, тут вы абсолютно правы, пора задуматься о последствиях.
Во-первых, надо устранять причины, вынуждающие людей спасаться бегством, чтобы приток беженцев не нарастал. Во-вторых, надо обсудить, где пределы способности общества к интеграции. И говорить об этом надо сейчас, потому что если мы за эти пределы выйдем, нас ждет жестокое пробуждение: дестабилизация общества и государства.
- Госпожа канцлер уже несколько раз повторила, что этот приток мигрантов изменит Германию. Но никто не говорит, в чем будут состоять перемены. Не могли бы вы это уточнить?
- Первое, что я хочу сказать: у населения есть право требовать, чтобы политики, которые принимают решения, особенно правительство, объяснили, как они оценивают последствия притока мигрантов. Вы абсолютно правы, в настоящий момент диалог ведется недостаточно активно. Наших граждан не спрашивают, хотят ли они жить в другой стране, о которой говорит госпожа канцлер. Их ставят перед свершившимся фактом, и это плохо для демократии. Я считаю, что нужна высокая степень толерантности, чтобы принять чужую культуру. Причем толерантность нужна с обеих сторон.
- Глава центрального совета мусульман Германии Айман Мазиек (Aiman Mazyek) говорит об усилении ислама "арабского образца" в ФРГ. Есть ли такая опасность?
- Я думаю, господин Мазиек прав. Мы все тешили себя надеждой, что возникнет некий "европейский" ислам. Но теперь арабский уклон ислама усилится. Я считаю, что большинство населения Германии этого не хочет, как и я этого не хочу.
- Вы были министром внутренних дел Германии, вы - практик. Как вы оцениваете риск этнических и религиозных конфликтов?
- Риск очень высок. Мигранты приносят с собой конфликты, которые приводили к столкновениям в Сирии и других странах. Они ведь не отбрасывают как балласт свою культуру, свою ментальность, свои эмоции и политические убеждения, они с ними приезжают в Германию. Уже сейчас в пунктах приема беженцев происходят ссоры и столкновения.
- Для Сирии Израиль со дня основания еврейского государства был врагом номер один. Сирийская пропаганда десятилетиями вдалбливала в головы жителей страны мысль о том, что израильтяне, евреи всегда и во всем виноваты. Не приведет ли это к усилению антисемитизма в Германии?
- Несомненно. У нас уже сейчас проблема с антисемитизмом, особенно среди молодых мусульман. Власти в Германии должны с самого начала не дать возникнуть сомнениям, что каждый, кто проживает в этой стране, должен понять и признать - мы верные друзья Израиля. Антисемитизм в Германии недопустим.
- Насколько велик запас толерантности в немецком обществе? Или нас ожидает сдвиг вправо, возникновение движения вроде французского "Национального фронта"?
- Немецкое общество очень и очень толерантно. Но тут ведь речь о том, готовы ли мы согласиться с тем, что кто-то будет ставить под сомнение наш образ жизни, нашу культуру. Если это произойдет, возникнут правопопулистские движения, как мы это видим в других европейских странах. Это не может не вызывать озабоченность, потому что подрывает основы нашего общего Евросоюза.
- Какие меры надо приять, чтобы минимизировать все эти угрозы?
- Надо организовать центры приема на границах Евросоюза. Надо наладить регистрацию беженцев, в том числе и с точки зрения безопасности. Надо распределять беженцев по всем странам Европы. Я могу уже сейчас предсказать, что будет возобновлен контроль на границах между странами Шенгенского соглашения, потому что только так можно контролировать квоты по распределению беженцев.