Теракт в Берлине: Германия готовится ввести беспрецедентные меры безопасности
Правительство Германии пообещало оперативно сделать выводы из теракта 19 декабря на рождественском базаре в центре Берлина. В ускоренном порядке оно намерено провести через парламентскую процедуру законопроекты, разработанные еще до теракта. Речь идет, в частности, о расширении практики видеонаблюдения.
С другими мерами законодательного плана, а также практическими выводами для работы полиции и спецслужб ФРГ решено подождать до окончания следствия. Министры внутренних дел и юстиции собираются обсудить план действий в январе. Но, по высказываниям немецких политических деятелей, некоторые детали вырисовываются уже сейчас, пишет DW.
Читайте: Теракт в Берлине: Германия выплатит компенсацию семье погибшего украинца
Видеонаблюдение
По результатам опроса, проведенного институтом YouGov по заказу информационного агентства dpa, 60 процентов немцев ратуют за расширение видеонаблюдения в общественных местах. Правительственный законопроект, однако, по мнению некоторых экспертов и политиков, не в полной мере отвечает таким желаниям.
"Строгие правила защиты личных данных необходимо срочно смягчить", - считает, например, управляющий делами союза немецких городов и общин Герд Ландсберг. Он убежден, что общественная безопасность важнее, чем свобода информационного самоопределения.
Дело в том, что действующие в некоторых федеральных землях местные законы ограничивают возможность устанавливать видеокамеры в общественных местах или сохранять видеозапись. В Берлине таких ограничений нет, но столичное правительство, состоящее из представителей социал-демократов, "зеленых" и посткоммунистов, из принципа не желает расширять видеонаблюдение. В Берлине считают, что дополнительная публичность пойдет только на руку исламистам-смертникам, мечтающим "прославиться" в социальных сетях.
Министр внутренних дел Томас де Мезьер, наоборот, убежден, что видеонаблюдение может не только помочь найти преступника, но и предотвратить теракт. Он призывает начать применять "интеллигентные" видеокамеры, способные в считанные доли секунды узнавать потенциального террориста в лицо и считывать номер подозрительной машины.
Читайте: Теракт в Берлине: СМИ узнали подробности ликвидации главного подозреваемого
Депортация отвергнутых беженцев
Заявления беженцев из так называемых "безопасных стран" и высылка их на родину допускается по ускоренной процедуре. Бундестаг еще в мае включил Алжир, Марокко и Тунис в такой список. Закон на этот счет, однако, блокируют в палате федеральных земель "зеленые", ссылаясь на неблагоприятную ситуацию с защитой прав человека в трех странах Магриба.
Внутриполитический эксперт ХДС Вольфганг Босбах активно призывает "зеленых" изменить свой подход, указывает на то обстоятельство, что доля получающих убежище из этих стран - менее одного процента, а вот каждый третий за время своего пребывания в Германии успевает пополнить криминальную статистику ФРГ.
Немецкие консерваторы настаивают также на более жестком обращении с подлежащими депортации беженцами, не получившими отсрочки от высылки. Особенно, если речь идет о людях, представляющих угрозу для общественной безопасности. До сих пор по законам ФРГ брать таких людей под стражу допускается в строго оговоренных случаях и на весьма ограниченный срок - всего на четыре дня.
Томас де Мезьер предлагает расширить юридические рамки для содержания таких лиц в тюрьме и увеличить срок до четырех недель. Этого времени, по его расчетам, должно хватить, чтобы уладить все формальности для депортации. Премьер-министр Баварии, председатель Христианско-социального cоюза (ХСС) Хорст Зеехофер требует ограничить возможности беженцев, получивших отказ и уведомление о высылке, обжаловать в суде решение властей.
Читайте: Теракты в Берлине: "друзья Путина" из ЕС объяснили, почему Шенген стал опасным
Наблюдение за потенциальными террористами
Из 549 человек, занесенных правоохранительными органами ФРГ в список особо опасных потенциальных террористов, на свободе на территории Германии находятся около 200. (Предполагаемый берлинский террорист Анис Амри был одним из них).
Держать всех их под круглосуточным наблюдением нельзя. И законы не позволяют, и людей у полиции не хватает. Депутаты бундестага от ХСС собираются на своем выездном заседании в начале января принять документ, призывающий правительство позаботиться о том, чтобы спецслужбы получили возможность брать под наблюдение лиц с 14-летнего возраста, применять к подсудимым в возрасте от 18 лет до 21 года положения уголовного кодекса в полной мере.
Правительство в свою очередь намерено увеличить персонал полиции, а министр юстиции Хайко Маас уже подготовил законопроект, позволяющий заковывать в электронные кандалы отсидевших свой срок потенциальных исламистских террористов.
Труднее с теми из них, кто еще ни разу не попадался. "Наличие одного только риска для общественной безопасности и порядка не может быть в правовом государстве основанием для ареста", - указывает заместитель председателя фракции социал-демократов Ева Хёгль.
Читайте: Теракт в Берлине: опубликовано видео наезда грузовика на ярмарку
Транзитные центры и контроль на границе
Консерваторы уже давно предлагают создать на границах Германии транзитные центры по примеру зон, имеющихся в аэропортах для прибывших без визы пассажиров.
В таких центрах беженцы, перешедшие сухопутную границу, дожидались бы рассмотрения их заявлений на убежище. В транзитных центрах, поясняет Зеехофер, "сидели бы полицейские, врачи, переводчики и судьи, которые бы быстро решали, кто может остаться в Германии, а кто нет".
Социал-демократы, входящие наряду с консерваторами в правящую коалицию, долгое время были против такой идеи. Теперь и они, похоже, изменили свое прежде негативное отношение к транзитным зонам, хотя название их по-прежнему не устраивает. Они предпочитают говорить в этой связи о "специальных учреждениях первичного приема". Суть дела, однако, от названия не меняется.
Что же касается регулярного контроля на границах Германии, временно введенного, как и некоторыми другими странами шенгенской зоны в связи с притоком беженцев, то его решено продлить. Причем, на многие месяцы, заявил де Мезьер в интервью газете Bild am Sonntag.