Дипломат об ограничении права вето в СБ ООН: французы пошли на хитрость
Инициатива президента Франции Франсуа Олланда по ограничению права вето в Совете Безопасности ООН направлена не против России, а против безответственного использования этого инструмента всеми пятью странами-обладательницами блокирующего пакета.
Об этом украинский дипломат и общественный деятель Богдан Яременко рассказал в комментарии "Обозревателю".
Он подчеркнул, что уверенности в том, что какая-либо из стран-основательниц ООН откажется от права решающего голоса у него нет, но у французской дипломатии появилась возможность показать, на что она способна.
"Для начала надо разобраться в сути этой инициативы, потому что у нас очень часто преувеличено считают она направлена против России. Это не так хотя бы потому, что инициатива внесена президентом Франции Франсуа Олландом в сентябре 2013-го года, то есть еще до начала аннексии Крыма и вооруженной агрессии России против Украины", - отметил дипломат.
Читайте:
Вето России по трибуналу в Совбезе ООН назвали "явкой с повинной"
Отдельно он заявил, что суть инициативы состоит в понимании Францией того факта, что в Совете безопасности ООН есть уставное положение о праве вето, закрепленное за странами-победителями во Второй мировой войне в момент образования ООН.
"Это право подчас используется безответственно странами-членами Совета безопасности ООН, что делает невозможным принятие решений в очень критических ситуациях, когда речь идет о войне и мире, о гибели гражданского населения. Понятно, что ни одна из стран-основательниц ООН, больших ядерных держав, не готова отказаться от права вето, поскольку оно гарантирует, что ни одно решение не будет принято против ее воли", - уточняет дипломат.
По его выражению, "именно это послужило причиной тому, что французы пошли на определенную дипломатическую хитрость: они предложили, чтобы постоянные члены Совета безопасности – США, Великобритания, Франция, Китай и Россия – добровольно взяли на себя обязательства не применять право вето при обсуждении и принятии решений в ситуациях, когда речь идет о массовых преступлениях".
Читайте:
Экс-посол США в России пояснил, почему Обама не хочет встречаться с Путиным
При этом Яременко обращает внимание на то, что нет ни определения, что такое "массовое преступление", ни обозначения процедуры этих обсуждений.
"Опять таки, речь идет о добровольных обязательствах, а посему до голосования на Генеральной ассамблее ООН этот вопрос не дойдет. И поддержка 73-х стран – это очень далеко от 129, необходимых для гарантированного принятия решения Организацией объединенных наций. Да и эти 73 голосов - чисто символичны", - рассуждает он.
Дипломат называет эту инициативу "желанием Франции провести определенные дипломатические изменения, выразить свои активные переживания и желание быть в центре событий, которые происходят на планете, а также продемонстрировать конструктивное поведение".
Читайте:
МИД России: Путин не будет обсуждать Украину на Генассамблее ООН
Слабость любых добровольных обязательств, по словам дипломата, состоит в том, что страна, которая их взяла на себя, так же добровольно может от них отказаться.
"И поэтому эти обязательства ничего не гарантируют нам в плане обсуждения и принятия решения относительно обсуждения войны России против Украины. Также они не снимают вопрос злоупотребления правом вето со стороны этих 5-ти стран в Совете безопасности ООН, в принципе. В связи со всем сказанным - не стоит возлагать большие надежды на эту инициативу, но французской дипломатии надо дать возможность сделать то, на что она способна, и, если у французов что-то получится, посмотреть, как этим можно воспользоваться. И можно ли вообще", - подытоживает Богдан Яременко.
Как уже сообщал "Обозреватель", президент Украины Петр Порошенко предлагает забрать у России право вето на решения СБ ООН.