По улицам шастают голодные мужики с пистолетами!
На «Свободе слова» выясняли, каким боком выйдет украинцам новый Уголовный кодекс
Новый Уголовно-процессуальный кодекс пошел! А заложена ли в нем социальная справедливость? Эксперты предложили вообще о справедливости забыть - кодекс латаный-перелатаный, но для общества весьма полезный. Впрочем, кодекс много чего в себе таит, даже вопреки уверениям Татьяны Монтян, которая пообещала всем полный гаплык.
66% зрителей высказались против декриминализации статей 364 и 365 Уголовного кодекса.
Темницы рухнут - и свобода вас примет
К микрофону, как и положено, проследовал Андрей Портнов, который тут же заверил, что справедливость восторжествует. Мучимые в изоляторах в ожидании судов сбросят цепи! В том числе и контрабандисты, которые станут стимулировать государственный бюджет.
Портнов шпарил, как по писаному, ведь он уже натренировался по горло в своих телевизионных разъяснениях. Бровки домиком на лице европейского колобка подчеркивали, что он относится к проблеме не формально, а переживает всеми фибрами своей законотворческой души.
Гость пообещал изменение атмосферы в обществе. Вон, раньше от контрабандного спирта перепадало всем инстанциям, а нынче - фигушки: виновные пострадают, а чиновники не напьются.
Предвариловка будет заменена залогами, поведал Портнов. В СИЗО станет легче дышать, и совершившие преступления граждане смогут переживать наказание без отрыва от производства.
Роман Зварич позволил подтвердить все произносимое на деле, но обвинил оратора в том, что он слегка передергивает: многие преступления будут переданы в руки СБУ. Портнов не поддался, заверив, что ничего подобного не произойдет. А вообще надо и дальше либерализовать экономику, и все пойдет, как по маслу.
Учитель не залезет к американцу в карман
Портнов укатился, а к микрофону причалил Роман Зварич с коварной улыбкой на лице. Он предложил задуматься: у нас 99% дел заканчивается вынесением обвинительного приговора, а даже при Сталине 10% приговоров были оправдательными.
Бенджамин Франклин говорил, что главная задача демократии - это защитить гражданина от своеволия власти. Зварич с президентом предлагают ввести фигуру следователя-судьи: у них лишь расходятся сроки его появления на арене - через 12 часов после ареста или через 72.
Зварич предложил потрясти нашу систему так мощно, чтобы она затряслась, как осиновый лист, а во всем мире увидели, что мы настроены на перемены. Гость напомнил, что родился в Штатах, и уже в первом классе знал, что учитель не имеет права залезть к нему в карман...
Владимир Олейник назвал действующий закон бочкой дегтя без ложки меда. Вот и ПАСЕ поддерживает законопроект Януковича. А вы? - кивнул он Зваричу. Поддерживаю, равно как и требование освободить Тимошенко, парировал тот. Он согласился признать проект хорошим, но таящим в себе минные поля. Зварич принялся излагать претензии, а Олейник - покачивать головой.
Подключение к дискуссии Николая Онищука обозначило то, что зрителям, не проучившимся на юридическом факультете хотя бы два курса, уместнее было отправляться на боковую.
Зварич же доложил, что особо его душу беспокоит презумпция невиновности. Он даже поставил власти требование: пусть кодекс будет настоящим кодексом!
Торговля товаром под названием «справедливость»
Соло подхватил Святослав Олейник (создавалось впечатление, что спонсором программы стала фирма «Олейна»), рассказав душещипательную историю о дочери его друзей, в которую врезался накуренный хлопец. Менты приложили все усилия, чтобы выгородить парня... Нам нужен баланс при защите гражданина от государства, заявил гость. У нас три года дают за кражу бутылки пива из киоска!
Как прежде рядовым делом были репрессии, так нынче люди постоянно сталкиваются с произволом правоохранителей, заметил Олейник. Эта система торгует товаром под названием «справедливость». Кабинетные прокуроры руководствуются не законом, а указанием сверху.
Татьяна Монтян объяснила иерархию правоохранительной системы: к судьям попадают лишь те, кто не откупился от милиции и прокуратуры...
Если Портнов напоминал грустного Колобка, то Олейник - Колобка веселого, заводного: видать, он не дочитал сказки до конца... Зато переговорил со многими милиционерами, адвокатами, прокурорами и судьями. И каждый опасается, что другой сожрет часть каравая.
Опасная ситуация создалась, отметил Олейник. Милиционерам платят по полторы тысячи гривень и дают оружие. Что же получается? По улицам ходит голодный мужик с пистолетом! А в кабинетах у нас сидят голодные прокуроры - по их численности мы чуть ли не лидируем в Европе.
Точка, точка, два крючочка, три человечка, два судьи
Николай Катеринчук припомнил советские фильмы, в которых мама говорила арестованному пацану: не боись - там разберутся!.. Так вот у нас оснований для подобного оптимизма не имеется... Гость взялся объяснить, почему проблема кодекса возникла именно сегодня, с чего вдруг заговорили про гуманизм. Виной всему выборы! Теперь Европе покажут, что мы тоже люди, тоже человеки и способны отстаивать свое достоинство.
В кодекс внесено более тысячи поправок, доложил Катеринчук, и еще будут вноситься. Документ на 80% сработан прилично. Хотя дыры имеются. Скажем, залог в среднем будет составлять 50 тыс. Но вернуть-то его будет ой-как непросто!..
Олейник-старший предложил не ловить блох, ведь Божьи заповеди тоже не всеми исполняются. Издевательства и пытки не искоренятся, но станут реже.
Катеринчук вернул ему издевательства над Тимошенко и Луценко и напомнил, что правосудие у нас осуществляется гражданами. С судом же присяжных получается какая-то х...ня: три человека и два судьи - почему так?
Олейник-младший попытался выяснить, сидел бы Луценко при новом кодексе. Катеринчук успокоил его: если бы власти нужно было, то все равно бы сидел.
Мы едем, едем, едем в далекие края с двигателем 61-го года
Владимир Олейник тоже напоминал Колобка, только вышедшего на пенсию, всех обведшего вокруг пальца и сшившему себе лисью шубу. Он принялся объяснять, какую декриминализацию надо проводить и как проводить амнистию. А то придется избавить от ответственности президента, премьера и весь Кабмин. Это же получится коррупция!
Пока у нас европейский кузов, но двигатель-то 61-го года, доложил Олейник. Вопрос еще в том, кто за рулем?! А для ответа на этот вопрос президент и собирает Конституционную ассамблею.
Кодекс может совершенствоваться бесконечно, заявил Олейник, в том числе и с помощью Венецианской комиссии. Проблем по горло, но с ними будем поступательно справляться.
Зварич попросил Олейника только прислушиваться к оппозиции. Тот пообещал, если предложения не будут идиотскими: здравому смыслу - широкая дорога. Практика - критерий истины, завершил гость свой спич...
В подведении итогов Татьяна Монтян наехала на кастрированный суд присяжных, да и остальные эксперты подводили итоги по принципу - у кого что болит, тот о том и говорит: противоречие на противоречии, выиграет крупный бизнес, но лучше уж принять этот кодекс, а потом его утюжить. А депутатам полезно почувствовать себя в роли обвиняемых...