Лидеры Евросоюза собираются обсудить вопрос о возможной отмене санкций против Кремля только весной будущего года. Но дискуссия на эту тему уже началась.
Когда в ответ на аннексию Россией Крыма и ее поддержку пророссийских сепаратистов на востоке Украины, Европейский Союз вводил, постепенно наращивая, санкции против Кремля, а также приближенных к нему официальных лиц и коммерческих структур, в Брюсселе неизменно подчеркивали, что эта мера временная, принятая на строго ограниченный период. При этом, однако, не уточнялось, на какой именно. Вопрос о продлении режима санкций главы государств и правительств стран ЕС, вероятно, будут обсуждать весной будущего года. Но уже сейчас политическая дискуссия на эту тему в полном разгаре.
Критика деловых кругов
Критически к санкциям ЕС - особенно экономическим - относятся представители немецких деловых кругов. Они, правда, не утверждают, что разразившийся в России финансовый и экономический кризис стал исключительно следствием ограничительных мер Евросоюза, но указывают на их негативный психологический эффект, подорвавший доверие иностранных инвесторов к российскому рынку.
Председатель Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес (Eckhard Cordes) в открытую не настаивает на отмене европейских санкций, неизменно подчеркивает примат политики, то есть, готовность бизнеса следовать решениям, принимаемым на высшем политическом уровне. "Запад должен был показать силу, и мы это сделали, - заявил он. - Но теперь надо признать, что настало время сесть за стол переговоров".
В политическую действенность санкций Кордес не верит. "Напротив, - указывает он, - они создают в России менталитет осажденной крепости, и россияне в такой ситуации не отвернутся от президента Путина". А вот немецкий бизнес уже несет заметные потери.
"Кризис в России оставляет все более глубокие тормозные следы в деловой активности немецких фирм на российском рынке", - указывает глава отдела внешнеэкономических связей Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK) Фолькер Трайер (Volker Treier).
Согласно результатам опроса, проведенного DIHK среди 300 фирм из ФРГ в России, примерно треть будет вынуждена прибегнуть к увольнениям, если в ближайшее время экономическая ситуация на этом рынке не улучшится.
Если не Путин, то кто?
Что бы ни говорили в Брюсселе о нежелании подрывать санкциями хозяйственный потенциал России, в ЕС и США, разумеется, есть политические деятели, которые надеются, что экономический кризис обрушит рейтинг российского президента и, в конце концов, приведет к смене власти.
Это к ним обращался министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), предостерегая от попыток дестабилизировать Россию. "Это было бы чрезвычайно опасным: дестабилизированная, а тем более разваливающаяся Россия представляла бы для себя самой и для других куда большую угрозу, - заявил он на недавнем экономическом форуме, организованном газетой Suddeutsche Zeitung. - Тот, кто так говорит, оказывает европейской безопасности медвежью услугу".
От таких расчетов предостерегают и европейские эксперты. "Что придет на смену власти Путина? - спрашивает, например, Кристи Райк из финского Института мировой политики. - Новый режим необязательно будет более прозападным".
Даже если экономический кризис приведет к закату эры Путина, его преемник, возможно, будет для Запада также не по вкусу, указывает и директор Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард. "Есть риск, что скипетр власти перехватит куда более националистически настроенный и бескомпромиссный кандидат", - считает он.
Но не только поэтому Леонард критически относится к штрафным мерам ЕС. Он опасается, что Запад может попасть в ловушку санкций: чем действеннее они будут, тем сильнее начнут подрывать долгосрочные цели европейцев и американцев. Произойти это может потому, говорит аналитик, что "во-первых, в кратко- и среднесрочной перспективе санкции, скорее, укрепят Путина, позволят ему консолидировать власть и держать под контролем элиты, а, во-вторых, они ускоряют переориентацию России на Азию в освоении новых рынков и с учетом отношений с Китаем".
Эффективность санкций
Видит ли такой риск канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel)? Скорее всего, видит. Тем не менее, за отмену или хотя бы приостановку санкций в связи с валютными потрясениями в России она не выступает. "Санкции были введены по вполне определенным причинам, - заявила Меркель, - и они могут быть отменены только в том случае, если эти причины будут устранены".
Говоря о причинах, эксперт финского Института мировой политики Кристи Райк отмечает: "Мы не знаем наверняка, но можем исходить из того, что без санкций перед Россией были бы распахнуты ворота, чтобы идти намного дальше и под флагом так называемой "Новороссии" претендовать на еще большую территорию. Без санкций Россия ввела бы намного больше войск на территорию Украины и взяла бы ее под контроль".
Но как быть дальше? Какое решение по санкциям примут лидеры ЕС весной, если, предположим, ситуация на востоке Украины к тому времени принципиальным образом не изменится и все причины, по которым они были введены, не будут устранены?
Марк Леонард напоминает о санкциях против Кремля, введенных на фоне российско-грузинской войны 2008 года. Они были аннулированы, указывает аналитик, "потому что Обама захотел перезагрузить свою политику в отношении России без того, чтобы она выполнила условия отмены санкций". Леонард не исключает, что нечто подобное может произойти вновь, если "будущему правительству США придется реагировать на крупные кризисы, например, в Иране или с "Исламским государством", и при этом ему потребуется помощь России".