Попытка России принять участие в коалиции против ИГИЛ и таким образом сохранить власть Башару Асаду, обречена на поражение без дипломатических успехов Кремля.
Об этом рассказал доктор политических наук Александр Шумилин в статье для "Новой газеты".
" Набор причин, способных объяснить действия России [в Сирии], широк и разнообразен: от попыток "отвлечь внимание от Украины", через создание "выгодного информационного контекста в духе борьбы с терроризмом" для грядущего выступления Владимира Путина в ООН 28 сентября, до стремления Москвы "подогреть нефтяной рынок" эскалацией боевых действий в Сирии. Все аргументы, несомненно, следует учитывать, но далеко не все они дают ответ на главный вопрос: почему Москва действует так и почему сейчас?", - заявил политолог.
Также он добавил, что у России есть план по действиям в Сирии и он был недавно анонсирован президентом РФ Владимиром Путиным.
План состоит в следующем: "Все стороны, задействованные в сирийском конфликте как на поле боя, так и политически, должны забыть о разногласиях и объединиться в борьбе с главным врагом — группировкой "Исламское государство".
Читайте:
Климкин обвинил Россию в подготовке террористов ИГИЛ
Кроме того, этот план предусматривает создание "новой коалиции", принципиально отличной от ныне воюющей против Исламистов.
"По большому счету это план присоединения России (а может быть, и Ирана) к уже действующей коалиции, но при условии включения в нее и… правительства Башара Асада. Реалистичен ли этот план? На данный момент — решительно нет. Но не станут ли в мире с ним больше считаться, если он будет подкреплен военной силой России? И при такой постановке вопроса ответ скорее будет отрицательным: основные включенные в процесс государства — арабские страны, США и большая часть стран Евросоюза — вряд ли сочтут российские аргументы убедительными и изменят свое отношение к роли правительства Асада", - убежден политолог.
Кроме того, Шумилин подчеркнул, что именно сирийского диктатора во всем мире считают главным виновником начала гражданской войны в Сирии и одним из создателей почвы и условий для появления джихадистов.
"Выступая на днях в британском парламенте, саудовский принц Турки аль-Фейсал назвал попытки оставить Асада у власти в Дамаске "оскорблением памяти 350 тысяч погибших сирийцев". И пояснил: "Сохраняется различие в подходах России и Саудовской Аравии к сирийскому кризису. Русские представляют Асада как "борца с терроризмом", в то время как мы в королевстве считаем террористом его самого", - добавил эксперт.
Читайте:
МВД России признало, что на стороне ИГИЛ воюют сотни россиян
Между тем, противники Асада приводят факты "взаимоотношений сирийского режима с террористической группировкой ИГ. Суть их в том, что Дамаск и ИГ, конечно же, противники, но как бы "щадящие друг друга", сознающие, что у них обоих остается более важный общий враг — сирийские повстанцы".
"Перспектив для приобщения президента Сирии к международной коалиции против ИГ практически нет. Похоже, в Москве это сознают, а потому и ведутся переговоры (вроде как тайные, но с утечками) о том, что Асаду надо бы обеспечить "красивый уход", но… по "воле сирийского народа". То есть в контексте возобновленного политического процесса в духе Женевы. В русло этой версии и логики укладываются и недавний визит в Москву представителей реальной (не "придворной") сирийской оппозиции — международно-признанной Национальной коалиции. А также и призывы Москвы срочно возобновить женевский процесс. Об этом, собственно, говорят в Вашингтоне и Эр-Рияде, призывая Москву "заставить Асада сесть за стол переговоров", но с целью "красивой передачи власти" — и ничего более. Внятного ответа из Москвы пока нет", - добавил политолог.
Шумилин отметил еще одно новое обстоятельство: "странно, с точки зрения сторонников Асада, повел себя Тегеран, реагируя на военные поражения своего дамасского союзника. По сути, Тегеран предлагает вариант децентрализации (федерализации) Сирии по конфессиональному принципу".
"В Дамаске почти не скрывают своего разочарования: вместо того чтобы броситься на защиту терпящей поражение правительственной армии, проиранские формирования ориентируются Тегераном на решение собственных задач в регионе. Главная из них — обеспечение системы безопасности для группировки "Хезболла" в Ливане", - подчеркнул он.
Читайте:
Британский боевик ИГИЛ пожаловался на "невоспитанных арабов"
Также Шумилин отметил, что " иранцы убеждают Асада начать процесс перемещения части суннитского населения из потенциальных шиитских секторов в будущие суннитские районы, и наоборот (первая основательная попытка сделать это была недавно предпринята в городе Забадани). А это уже смахивает на зачистки по религиозным признакам".
"Иранский план вызвал разочарование и в Москве, поскольку речь идет о смене Тегераном прежней сирийской стратегии, о его концентрации на идее раздела (автономизации, федерализации) Сирии", - добавил политолог.
Шумилин делает вывод, что " если нынешние военно-мобилизационные усилия России в Сирии не начнут сопровождаться политическим процессом, то Москва рискует оказаться вовлеченной Асадом в военное противостояние в Сирии против террористов ИГ и повстанцев".
"Последним будет предоставляться поддержка силами международной коалиции, борющейся с "Исламским государством". Иран в этой ситуации не выглядит надежным партнером ни Асада, ни России. Лишенная союзников, Москва может решить задачу по спасению Асада в краткосрочном плане. В долгосрочной же перспективе цена за наше вхождение в сирийский конфликт будет несомненно возрастать", - резюмировал он.
Напомним, ранее в западных СМИ появились сообщения о готовности России начать воздушные атаки ИГИЛ без согласования с Вашингтоном.