УкраїнськаУКР
русскийРУС

За 75 лет у Киевской области было 13 руководителей

753
За 75 лет у Киевской области было 13 руководителей

Столичная губерния

Видео дня

Первым Киевский облисполком возглавил Марк Василенко, перепробовавший перед этим немало занятий, - он был и рыболовом, и матросом, и красным партизаном, и чекистом. Должность председателя стала последней в карьере Василенко - в 1937 г. он был репрессирован. Областная власть во главе с Василенко мало беспокоилась о гражданах - действия для преодоления голода 1932 г. не предпринимались, наоборот, все силы были брошены на выкачку хлеба из полумертвых сел.

Интересно, что с 1937 по 1940 гг. руководителя на Киевщине вообще не было. Власть концентрировалась в руках первого секретаря, которым в 1938 г. стал Никита Хрущев. С его подачи новым главой облисполкома в 1940 г. был назначен Трофим Костюк, начинавший карьеру развозчиком корреспонденции на железной дороге, потом работавший в торговле. За неполных два года власти Костюк прославился активнейшим участием в строительстве киевского укрепрайона, который, как известно, отсрочил захват фашистами столицы УССР. На этом строительстве он и погиб при невыясненных обстоятельствах.

В 1943 г. облисполком впервые возглавил профессиональный агроном Захар Олейник. После освобождения столицы и области он занимался восстановлением колхозов, трудоустройством демобилизовавшихся; организовывал жителей области для помощи городу в расчистке улиц, строительстве, восстановлении мостов и пр.

В 1950-1951 г. на губернаторском посту Олейника сменил Никита Бубновский - типичный представитель партноменклатуры, агроном по образованию (он даже учился в аспирантуре). Восстанавливая послевоенное сельское хозяйство, Бубновский заложил основу для карьерного роста: позже он стал секретарем ЦК Компартии Украины.

Крепкий хозяйственник и агроном-практик Иван Стафийчук руководил областью с 1951 по 1967 гг. Как лицо приближенное к Хрущеву, он воплощал в жизнь крупномасштабные проекты партии и правительства - создание мелиоративной системы области, осушение реки Ирпень, строительство молочных агрокомбинатов. А еще, выполняя распоряжение Хрущева, строил образцово-показательные поселки с каменными домами коттеджного типа и прямыми улицами - чтобы показывать иностранным делегациям.

В 1963 гг. в аппарат области на год вклинилась еще одна фигура - Григорий Яремчук, в прошлом электромонтер, а потом комсомольский и партийный функционер. Его губернаторство ничем особенным не запомнилось. Видимо, роль Яремчука заключалась только в том, чтобы на всякий случай отстранить от власти преданного Хрущеву Стафийчука: как раз в это время в Москве готовили партийный переворот. Позже Стафийчук доказал новым руководителям свою лояльность, и ему вернули должность.

Долгожителем на посту председателя облисполкома стал Иван Лысенко, самый влиятельный среди предшественников. Кстати, также получивший сельхозобразование и начавший карьеру зоотехником в колхозе. За 17 лет правления назначенца Щербицкого (с 1967 по 1984 гг.) Киевщина превратилась в развитый промышленно-аграрный регион. Среди громких проектов - запуск Белоцерковского шинного завода и Трипольской ГРЭС.

На смену долгожителю в 1984 г. і пришел Иван Плющ (тоже агроном), для которого губернаторство стало трамплином в большую политику. Именно Плющу пришлось в 1986 г. заниматься ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС - эвакуацией людей, обеспечением техникой.

В непростых 1990-1996 годах областью руководил Василий Синько (1990-1992 гг. в качестве главы облисполкома, и в 1995-1996 гг., когда должность уже называлась "глава облгосадминистрации"), в промежутке у власти был Иван Капштык (1992-1995 гг.). Ни Синько, (прошедший путь от фельдшера до главы колхоза), ни Капштык (работавший и главбухом совхоза, и директором птицефабрики, и сотрудником управлений в министерствах аграрного направления), не смогли существенно повлиять на выход области из экономического кризиса. Хотя и пытались возродить новые экономические связи между предприятиями. Зато в период их правления земля Киевщины начала активно делиться между "своими".

В 1996 г. к власти на 10 лет пришел Анатолий Засуха, который до сих пор находится в международном розыске и подозревается в совершении особо крупных экономических преступлений. Знаменит тем, что, находясь у власти, активно продавал землю разным структурам. Не обделил землей и себя. При этом активно воевал с горсоветом, в том числе и по поводу расширения границ Киева за счет области. А в селе Коваливка (где когда-то начинал свою карьеру в качестве агронома) Засуха создал успешнейшее хозяйство, прозванное в народе "украинской Швейцарией". Кстати, именно во времена Засухи область стала возрождаться благодаря инвестициям киевских компаний в производства области.

В 2005-2006 гг. губернатором был уроженец Западной Украины Евгений Жовтяк, инженер-механик летательных аппаратов и юрист. Он активно занялся расследованием деятельности своего предшественника, но стал жертвой политических игр и вынужден был покинуть пост. С приходом действующего губернатора Веры Ульянченко - опытнейшей чиновницы комсомольской закваски и персоны, приближенной к Виктору Ющенко, в области не только прекратились скандалы с выделением участков, но и в очередной раз заговорили о новой инвестиционной политике. Учитывая, что супруг Веры Ивановны - глава Госагентства инвестиций и инноваций, нет сомнений, что ее планы по строительству под Киевом двух аэропортов и развитию крупных логистических центров осуществятся.

"АиФ" благодарит старшего научного сотрудника Института истории Украины к. и. н. Валерия Васильева за помощь в подготовке публикации.

Сквозь петлю

Петр Нестеров был талантлив не только в авиации, но и в житейских вопросах

Всем известно, что Петр Нестеров первым сделал "мертвую петлю", и что произошло это в небе над Киевом. Однако не все знают, что на тот момент ему было всего-то 26 лет от роду, и практики за плечами - не больше двух лет. В канун юбилея со дня рождения легендарного летчика, "АиФ" вспомнил несколько малоизвестных фактов из его биографии.

В начале XX в., когда мода на авиацию во всем мире начала перерастать в массовый психоз, Киев не стал исключением. Еще бы, ведь в то время тут находился крупнейший авиационный центр Российской империи. В 1913 г. в наш город приехал 26-летний офицер царской армии Петр Нестеров, прикомандированный в качестве начальника отряда авиационной роты. За короткое время, а Нестеров погиб спустя 15 месяцев после прибытия в Киев, летчик не только вырос профессионально, но и помог появиться на свет первому в истории авиации документальному фильму, снятому с борта самолета. Это он разрешил оператору снять на кинопленку перелет Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. Любопытно, что изобретательность Петра Нестерова проявлялась не только в конструировании планеров и совершенствовании летного мастерства, но и в повседневной жизни. Например, будучи 24-летним выпускником Михайловского артиллерийского училища, он задумал жениться на подруге детства Дине Галицкой. Однако в те времена на европейской части России офицерам разрешалось заводить семьи не раньше, чем в 28 лет. В противном случае полагалось внести в государственную казну 5 тыс. руб., которые бы выплачивались вдове в случае гибели супруга. Не имея таких денег, Нестеров выбрал другой путь - отправился служить во Владивосток, на окраину империи, на которую это правило не распространялось.

А еще, оказывается, летчик хорошо музицировал и пел. Более того, когда он был еще юнкером, сам композитор Александр Глазунов предлагал ему поступить в консерваторию. Этот талант Нестерова унаследовала его дочь Маргарита, ставшая оперной певицей.

Несмотря на то что могила Нестерова находится на Лукьяновском кладбище, точное местонахождение его останков неизвестно. По словам начальника отдела историко-мемориального Лукьяновского заповедника Оксаны Борисюк, в 1914 г. тело летчика с большими почестями было предано земле на Аскольдовой могиле, где, как правило, покоились самые уважаемые киевляне. Однако спустя 20 лет большевики решили разбить на этом месте парк. В результате часть захоронений была перенесена, а часть - уничтожена. И только в 1937 г. вышел указ о перенесении останков Нестерова на Лукьяновку. Был ли он исполнен, точно не может подтвердить никто. Так что не исключено, что захоронение на Лукьяновском кладбище - всего лишь условность. "Впрочем, это не так уж и важно. Ведь летчик похоронен в киевской земле, -говорит Оксана Борисюк. - И к его могиле до сих пор паломничают толпы людей - от мальчишек-романтиков до летчиков в отставке".

"Аргументы и Факты"