УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Застройка Киева: элита делит прибыли, киевляне теряют Город

387
Застройка Киева: элита делит прибыли, киевляне теряют Город

В жизни каждого человека бывает пора ожиданий, надежд. Такой порой у меня, как и у многих киевлян, был 2005 год. Разочарованные в режиме Кучмы, поощрявшем беззаконие в застройке столицы, год назад мы получили оранжевую надежду на то, что с этим злом может быть покончено. Мне, участнику помаранчевой революции, хорошо известно гнетущее чувство беспомощности перед сговором чиновников, бизнесменов и архитекторов, сплотившихся вокруг идеи «протаскивания» какого-нибудь выгодного только им проекта. Многие из таких бездарных проектов — застройка Майдана Незалежности, сооружение офисного комплекса «Подол-Плаза», «стеклянной» гостиницы на Софиевской площади — оказались реализованными. И стали они, без преувеличения, бетонными символами преступного режима Кучмы.

Бабушкин контролирует Бабушкина

Проекты застройки площади перед Олимпийским стадионом, сооружения гостиницы у фуникулера на Почтовой площади, возведения офисного центра у Костела и, конечно же, элитного жилого монстра в Мариинском парке на улице Грушевского, 9-А, с самого начала вызывали сопротивление архитекторов. Я до конца боролся против них на градостроительном совете. Уверен, что все участники обсуждения запомнили мои резкие возражения против такого строительства. Я говорил, что ни в одной цивилизованной стране мира никто не решился бы застраивать существующую площадь в центральной части столицы, что это не только закроет красивый вид на Черепанову гору и уникальный стадион, но и перекроет пути эвакуации зрителей. Это приведет к утрате его олимпийского статуса, не говоря уже о возможных при этом жертвах в непредвиденных обстоятельствах.

Приводились и другие веские доводы. Но председатель градостроительного совета, главный архитектор Киева Сергей Бабушкин (он же и автор этого проекта), не моргнув глазом заявил, что здесь стадиону не место и, если будет такая потребность, его построят на окраине города. На вопрос, согласован ли проект с государственным спорткомитетом, последовал ответ, что это сделала лично председатель комитета (в те дни пребывавшая с нашей спортивной делегацией на Олимпийских играх в Атланте). Такое, конечно, трудно было представить, и я заметил: «Если это так, то успеха в Олимпиаде нам ожидать не стоит. Так, кстати, и произошло. А проект, несмотря на возражения, председатель совета одобрил (свой же!), заявив, что за архитектуру Киева отвечает он. Примерно так «протягивались» и другие проекты, в том числе и злополучный дом по улице Грушевского.

Супрун закрыла вид на Киев

Упомянул об этом, чтобы еще раз сказать, что пагубность для Киева таких градостроительных решений для специалистов была очевидна с первого взгляда, и об этом они говорили при каждом удобном случае. У меня таких случаев было несколько. Два из них при официальном рассмотрении проекта застройки площади на заседаниях правления Олимпийского стадиона с участием тогдашнего вице-премьера Н. Семиноженко и в другой раз — Д. Табачника. Выступал резко, называл в отчаянии все эти действия «градостроительным преступлением и бандитизмом», рассчитывая, что власть ответственная, должна все это услышать и поправить. Но, увы, слишком влиятельные силы были задействованы в этих предприятиях.

Не случайно председатель Госстроя Украины В. Череп месяцами «рассматривал» этот вопрос, спустив его потом, как говорят, на тормозах. И еще пример. На двух рассмотрениях проекта гостиницы на Почтовой площади в Главкиевархитектуре и Управлении охраны памятников присутствовала депутат Верховной Рады Украины Л. Супрун. Большинство специалистов были не согласны с застройкой этого места на зеленом склоне у фуникулера, полагая, что народный депутат должен обладать развитым общественным сознанием, достаточным для того, чтобы отказаться от «выделенного» Киеврадой участка. К сожалению, ошиблись. В делах, где предполагаются большие прибыли, такие рассуждения выглядят наивно. Строительство началось, невзирая на возмущение общественности. Этот дом навсегда закрывает панораму Киева с уникальным зеленым склоном и Андреевской церковью, которой любовались киевляне и многочисленные туристы. Выходит, что это строение — не только духовная утрата города, но и финансовая. Туристы любят красивые города и охотно их посещают. Теперь красивая Почтовая площадь Киева сохранилась только на открытках...

Тарасюк помогает литовцам

К сожалению, дурной пример застройки Киева повредил и другим городам Украины. Не менее наглое строительство элитного жилого дома началось и рядом с Одесским оперным театром, незаконно застраиваются и прекрасные парки Крыма. Рыба, как известно, гниет с головы. К сожалению, и при новой власти шаг за шагом уничтожаются наши национальные ценности. Задавшись классическими вопросами, «кто виноват и что делать?», поневоле вспоминаешь, как в советское время реагировали на обращения граждан, особенно в прессе. Меры принимались незамедлительно. Сейчас же люди, которые с высоких трибун декларируют «открытость власти», сплошь и рядом просто игнорируют мнение граждан. Нам говорят, что все конфликты между местными жителями и застройщиками должны разрешаться в судах. Раз так, то возникают два вопроса. Во-первых, почему по таким преступным действиям, как застройка площади перед Олимпийским стадионом или сооружение дома в Мариинском парке, в суд должны обращаться граждане, а не государственные органы, отвечающие за сохранность национального достояния? Министерство образования, к примеру, должно обратиться в суд, по поводу строительства на улице Ольгинской (у верхнего павильона метро «Крещатик») на школьной спортплощадке, в десяти метрах от классных окон, элитного многоэтажного жилого дома. И, во-вторых, разве власть не знает, как работают в стране суды, на чью сторону и под какой «тяжестью» каких именно аргументов зачастую склоняется в них чаша правосудия? Все-то она знает. Но одни из высоких чиновников прикрывают «своих» людей, в том числе и в судах; другие — воздерживаются от принятия резких (читай, законных) действий перед выборами; третьи просто-напросто не способны понять, о каких серьезных вещах идет речь. Вот красноречивый пример. Во время проведения саммита представителей стран Балто-Черноморского региона многие телеканалы показали выступление перед журналистами министров иностранных дел Литвы и Украины. Литовец попросил коллегу не препятствовать строительству торгово-развлекательного комплекса перед «Олимпийским», поскольку одним из инвесторов стройки является литовская фирма. Борис Тарасюк пообещал... помочь! Неужели г-н министр не знает, о чем идет речь? Занимая такой высокий пост, нужно все-таки знать, что происходит в столице своей страны.

Николай ЖАРИКОВ, действительный член Украинской академии архитектуры