Брэд Питт с заразой, но без русских
27 июня на украинские экраны вышел фильм "Мировая война Z" - псевдореалистичная эпидемиологическая зомби-фантастика с Брэдом Питтом, спасающим человечество от нео-чумы с помощью топорика и смекалки.
В последнее время Голливуд не шутит. Супермен не завивает локон на лбу, зомби не играют в Resident Evil с Миллой Йовович. Вместо завивки Кларк Кент терзается нелегким выбором и медитирует, а вместо зависающих выкрутасов компьютерной Миллы человеческий Брэд Питт делает страдальческую мину и изображает Дастина Хоффмана. И все бы хорошо, если б углубляясь в драматичность, создатели фильма углубились чуть глубже, чем просто выражение вселенской печали на небритом лице мегазвезды.
"Мировая война Z" - экранизация одноименного романа американского писателя Макса Брукса World War Z: An Oral History of the Zombie War, опубликованного в 2006 году. Казалось бы, заставить Голливуд в очередной раз взяться за зомби мог только чертовски оригинальный подход, соус, под которым мозгоедов еще не подавали, ракурс, под которым мертвяков доселе не рассматривали ("Тепло наших тел" сыграло прелестный финальный аккорд на теме Z). Ракурс, предложенный Бруксом, оказался, как водится, лежащим на поверхности.
Возможно, кто-то ожидал от "Мировой войны Z" чего-то столь же личностного, как "Дорога" Кормака МакКарти. Другие, вероятно, ждали Брэда Питта в роли Элис. Но на самом деле роман Брукса стал попыткой заключить зомби-фантастику в контуры документальной хроники, максимально приблизив абсолютный вымысел к планетарным экологическим, экономическим и политическим реалиям. А киноадаптация романа стала недоформировавшимся гибридом "Заразы" и "Обители зла" (который, в чем сомневаться не приходится, доформирует сиквел).
Первый плюс фильма – вирусные титры под диффузный саундтрек Muse. Первый минус фильма тут же после титров – непростительно поверхностное знакомство зрителя с героями. В кадре, наполненном обычным американским утром, появляется обычная американская семья: папа, мама и двое детей. Вот они смеются и завтракают. А вот уже до упора выжимают педаль газа, отбиваясь от полчищ зомби, с диким кровожадным воплем кидающихся на лобовое стекло. Так что все, что мы успеваем узнать о "довоенной" жизни главного героя, складывается в одно короткое предложение: папа когда-то работал в ООН (привет Анджелине Джоли), а теперь жарит блинчики и играет с дочками в "отгадай слово" (а персонажи, о которых ничего неизвестно, не вызывают сочувствия).
К слову о главном герое. В литературном первоисточнике таковой отсутствует. Роман Брукса состоит из 54 свидетельств очевидцев зомби-войны, и ни один из них не выходит на передний план. Однако режиссер картины Марк Форстер, по его собственным словам, побоялся такой структурой рассеять внимание зрителя и предпочел традиционную фабулу во главе с одиноким, но очень геройским героем.
В ленте вообще мало что осталось от книги. В погоне за китайским рынком проката из сюжета пришлось вырезать фразу о том, что Z-вирус пришел из Китая. В погоне за российским рынком пришлось забабахать эпический финал с масштабным сражением на территории России и Константином Хабенским в роли отважного русского бойца. Благо, не лишенный здравого смысла Брэд Питт, исполняющий на проекте функции не только актера, но и продюсера, возмутился пафосной нелепой концовкой и не пожалел денег на пересъемку. В итоге от русских в фильме остались только белорусские авиалинии (в противном случае мы получили бы очередное голливудское уродство в духе "Крепкого орешка 5").
Если от Брукса Форстер взял только намек на реализм, то от "Заразы" Стивена Содерберга постановщик умыкнул практически все: диффузность, планетарный масштаб, приближенность к документалистике, лица актеров, похожие на самых обычных людей. Плюс добавил отсылки к "Эпидемии" с Дастином Хоффманом, зомби-хоррору Дэнни Бойла "28 дней спустя", эффектные "муравейники" (из которых мозгоеды благодаря 3D падают просто на зрителя).
Однако не хватило этому всему хорошей драмы. Возможно, стоило сожрать жену?.. детей?.. Брэда Питта?..
Смотрите все! Цените лучшее!