Война обходится России слишком дорого, ее экономика деградирует
Россия с 21 сентября начала мобилизацию. Президент РФ Владимир Путин назвал ее "частичной" (такого определения в законодательстве нет), кроме того, он заявил о поддержке "референдумов" на временно оккупированных территориях Украины.
В результате фондовый рынок агрессора рухнул, доллар начал дорожать, а западные страны заявили о новых санкциях. О том, какие последствия мобилизации уже наступили, читайте в материале OBOZREVATEL.
Акции российских компаний обвалились на фоне новостей о якобы частичной, а на самом деле первой волны полноценной мобилизации в России. Пока Путин отправляет очередные сотни тысяч солдат на погибель в Украине, россияне стремительно беднеют.
Акции "Газпрома" подешевели на 9,62%, Сбербанк потерял 8,47%, "Лукойл" – 10,47%, "Роснефть" – 10,61%. И это только за первый день. В то же время стоимость билетов на самолеты, наоборот, стремительно выросла. Например, согласно гугл-билетам, всего за сутки перелет в Баку из Москвы подорожал с 18 тыс. грн до 152 тыс. грн. Так россияне восприняли инициативу Путина.
Начал дешеветь и рубль, правда, пока речь идет о незначительном подорожании доллара (всего на несколько рублей). Тут стоит добавить, что рубль после начала полномасштабной войны фактически стал неконвертируемой валютой. Поэтому ориентироваться на этот показатель не стоит.
В целом, как и после начала полномасштабного вторжения, российскую экономику накрыла волна паники. Со временем она спадет, а мобилизация коснется небольшого процента мужчин, поэтому на демографическую ситуацию не повлияет. Однако может спровоцировать недовольство и раскол внутри РФ (как минимум среди элит).
Путин пытался создать для российского бизнеса условия "враждебного Запада, где могут забрать активы", и России в качестве "тихой гавани, где нужно хранить деньги". Сейчас же иллюзия "тихой гавани" окончательно пропадает для всех: Россия ведет кровавую и захватническую войну, и если раньше от населения и бизнеса требовалось молчание, то сейчас придется умирать за имперские амбиции Путина.
Военная эскалация, намерение провести незаконные референдумы на оккупированной территории Украины уже вызвали реакцию западных лидеров. К примеру, о новых санкциях заявил верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель.
Главный вопрос – какие это могут быть санкции. На самом деле действенный механизм воздействия на агрессора только один: полностью отказаться от всех его энергоресурсов. Еще недавно это казалось невозможным шагом в перспективе ближайших двух-трех лет. Но ситуация кардинально изменилась.
Сейчас доля российского газа в импорте голубого топлива в ЕС занимает всего 9%. Россия пытается надавить на Евросоюз и поэтому сокращает поставки, отключила "Северный поток" и требует снятия санкций. Если в ответ ЕС вовсе откажется от голубого топлива из страны-агрессора, это нанесет критический удар по российской энергетической отрасли.
"Мой прогноз на ближайшие три месяца – Россия не запустит "Северный поток", – говорит эксперт Максим Билявский. Но и и после трех месяцев, если ситуация не изменится, поставки могут не возобновить. "Россия одновременно не останавливает свои скважины и не изменяет объемы газа. Этому мешает мощность инфраструктуры – в Азию тот объем, который продавали в ЕС, перенаправить не могут. Что РФ делает? 80% того газа, который раньше шел на европейский рынок, – его сжигают. В том числе на компрессорной станции "Портовая", – говорит Билявский.
Если ЕС все-таки примет решение и откажется от российского газа, это парализует бюджетообразующую отрасль РФ на десятилетия.
Уже сейчас добыча газа в России уменьшилась на 56,8 млрд куб. м (15,9%) – только за 9 месяцев, когда санкции еще не начали действовать, экспорт сократился на 38,8%, а значит, добыча будет сокращаться и дальше. За август доходы от экспорта нефти и газа упали на 13% (!), до 11,1 млрд долл. Даже рост цен на энергоресурсы не спасет российскую экономику.
Ситуация для РФ будет только ухудшаться. В конце года ЕС практически перестанет покупать российскую нефть, начнут действовать ограничения на нефтепродукты. И если ЕС откажется и от российского газа, вскоре Путину придется не только искать людей для войны, но и деньги на нее.