УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Каннский фестиваль G20: конец Европы близок

1,5 т.
Каннский фестиваль G20: конец Европы близок

Саммит глав государств G20, проходящий в Провансе, через призму «солидарности, взаимопомощи и понимания» показывает очевидную истину: мир расколот как никогда. А сама встреча лидеров «большой двадцатки» больше напоминает пафосную прощальную вечеринку, нежели действительно деловую встречу. Ху Цзиньтао недавно намекнул, что намерен идти на покой. С Дмитрием Медведевым все еще более очевидно, быть может, с весны разрешат «порулить» правительством, а скорее всего, он через какие-то время начнет читать лекции где-нибудь в Сколково. Барак Обама… Тот бардак, который сейчас царит в системе соцобеспечения Штатов, дарит вполне осязаемые перспективы того, что в конце 2012 года афроамериканца в Белом доме мир уже не увидит.

Что касается европейских лидеров, то на повестке дня вопрос стоит даже не о конкретных политических перспективах Саркози, Меркель, Берлускони, Кэмерона и Ко, а в целом о будущем Евросоюза. А будущего этого, честно говоря, не видно. В Европе весь текущий год обсуждался (при этом, не на теоретическом уровне) план спасения единой валюты. Накануне самого саммита «подлянку» Брюсселю подбросила осточертевшая всем Греция, которая в лице местного премьера вдруг решила провести референдум по выходу из зоны евро. Учитывая, что буквально на прошлой неделе Евросоюз списал Греции буквально половину гигантского внешнего долга, заявление Папандреу ввело европейцев в ступор. Вскоре под диким нажимом греки отказались от своей инициативы проводить какой-либо референдум, но если говорить начистоту, идеи выхода из ЕС исходят не только из Афин. Ранее на самом высоком уровне «сепаратизм» уже проявляла Великобритания. Но интересно здесь больше другое. ЕС, славящийся своей рутинной демократией, когда по каждому общеполитическому вопросу проводился референдум «укатывания» до тех пор, пока не будет получен положительный результат, вдруг решительно встает против своего основополагающего принципа – коллективного добровольного решения.

Впрочем, не одной Грецией запомнился проходящий саммит «большой двадцатки». Евросоюз докатился до того, что ему финансовую помощь предлагает не только Китай, но и страны БРИКС. Россия, например, через облигации МВФ готова выделить Евросоюзу 10 миллиардов долларов, а всего члены БРИКС решили поддержать проблемные страны еврозоны на 80 миллиардов у.е. С учетом того, что КНР еще и самостоятельно готов прокредитировать экономику Евросоюза на 100 млрд. долл., можно утверждать, что Европу собирается спасать Восток.

Другое дело, что с каждым днем становится все менее понятно, кто кого, а главное, с какой целью должен спасать. Гигантский по своей финансово-экономической мощи Евросоюз уже полтора года не может справиться с крошечной Грецией. А ведь следующей на очереди к полному финансовому краху стоит уже Италия, крушение которой потянет на дно весь Евросоюз. Финал для ЕС в таком случае выйдет куда печальнее, нежели крах Римской империи, происшедший пятнадцатью векам ранее. При этом «жахнет» не только по собственно самой Европе, но и по всему миру. Тот же Китай около триллиона своих золотовалютных резервов хранит в евро, у России этот показатель составляет порядка 150 миллиардов. А учитывая тот факт, что крушение евро цепной реакцией потянет за собой и американский доллар, весь мир в одночасье станет банкротом.

В целом, при сладостно-оптимистических речах мировых политических и финансовых лидеров, общее настроение в Каннах депрессивное. Медведев в каждом выступлении озвучивает тему о «необходимости предотвращения наступления нового мирового кризиса». Кэмерон публично выступает против прямых дотаций в фонд спасения еврозоны (что концептуально прямо противоречит плану спасения евро, предложенных Францией и Германией). Саркози в открытую поучает Италию, как ей необходимо бороться с кризисом, ставя ее чуть ли ни на один уровень с Грецией. И во всей этой чехарде взаимных обвинений и поучений прослеживается одно – коллективного «виновного» в надвигающемся финансово-экономическом провале планеты мы не увидим. В кризисе 2008-го года удобным виновным стал «ипотечный пузырь» США. В намечающемся крахе евро однозначно будет обвинена «ленивая южная Европа». Но при этом в самой Европе не способны сегодня еще признать, что идея ЕС как интегративного явления, совершенно не вызрела. Отсюда и легкость, с которой греки, англичане или ирландцы готовы расстаться с этим несколько странным наднациональным организмом.

И последнее. Мир стремительно переформатируется. Он уже не европоцентричен (включая и США), и не долларозависим. В то время как саммит в Каннах пытается до последнего разрешить архаичные вопросы вчерашнего дня – спасти евро и выйти из финансово-экономического кризиса во главе с «белым человеком». Поэтому вопрос сейчас стоит даже не в «коллективном спасении» мира от финансово-экономического коллапса, сколько в понимании большинством членов G20, к какому формату межгосударственных отношений планета катится. ЕС так и не стал единым политическим субъектом мировой политики. А значит, его существование также предрешено, как и будущее банкротство Греции.