"Чертовски сложная женщина": все, что нужно знать о новом премьере Великобритании
В Великобритании происходит смена премьеров. Новому главе правительства придется координировать выход страны из Евросоюза. Место премьер-министра Дэвида Кэмерона, который стоял во главе правительства с 2010 года, займет министр внутренних дел Тереза Мэй.
"Европейская правда" публикует ознакомительный материал о новом британском премьере. Приводим текст без изменений.
Экспресс-премьериада
Дэвид Кэмерон ушел в отставку на следующий день после британского референдума. Тогда же объявили: нового премьера изберут в октябре.
Консерваторы имеют единоличное большинство в Британии, поэтому для смены правительства достаточно поддержки этой партии. На партийные праймериз выдвинули четырех претендентов, включая крупнейших агитаторов за Brexit... Но прошло только две недели, и 59-летняя Тереза Мэй осталась без конкурентов.
Примечательно, что Мэй была единственным серьезным кандидатом на пост лидера правящей Консервативной партии, которая не поддерживала выход из ЕС.
Но не стоит думать, что страна изменит планы и останется в составе Евросоюза.
Читайте: Brexit может затянуться на 6 лет — МИД Великобритании
На самом деле участие Мэй в кампании против Brexit было очень слабым.
Британский Университет Лафборо подсчитал количество заявлений для прессы о выходе из ЕС ведущих политических деятелей в период с начала мая и до начала июня, и оказалось, что она сделала их гораздо меньше, чем известные британские политики, и даже меньше, чем канцлер Германии Ангела Меркель.
А когда стало понятно, что Тереза Мэй станет премьером, она заявила, что собирается довести до конца дело выхода Британии из ЕС.
"Brexit означает Brexit. Как премьер-министр, я позабочусь, чтобы мы покинули Евросоюз", – сказала Мэй, добавив, что хочет "найти новую роль для Британии в мире".
Спешить медленно
Двое консерваторов, которые возглавляли кампанию за выход Британии из ЕС – Борис Джонсон и Майкл Гоув – уже заявили о поддержке нового премьера.
"Нет сомнений, что Тереза станет отличным лидером партии и премьер-министром, и я рад, что она дала понять, что Brexit приведет к выходу Великобритании из ЕС", – сказал Джонсон.
Читайте: Петиция помогла: стало известно, когда британский парламент обсудит повторный референдум о Brexit
Но тут – снова неожиданность.
Ранее в Брюсселе возмущались тем, что Британия будет ждать аж до октября и только потом начнет процедуру выхода из ЕС. Мол, неопределенность – это хуже всего, и если уж решили выходить – то делайте это как можно скорее.
Ждали, что экспресс-премьериада позволит быстрее вывести Британию из ЕС? Зря!
Будущая премьер-министр уже пообещала, что не будет инициировать применение статьи 50 Лиссабонского договора (то есть процедуру выхода из Евросоюза) сразу после своего вступления в должность. Наоборот, процедура может затянуться. Сейчас будущая премьер говорит, что в 2016 году вообще не планирует подавать заявку о выходе.
"Мы не должны применять статью 50 немедленно, этого не надо делать по крайней мере до конца года. Мы должны выработать собственную переговорную позицию. Для нас важно получить хорошее соглашение с ЕС как по контролю за свободным передвижением, так и по торговым вопросам", – подчеркнула она в начале недели.
"Кто вы, миссис Мэй?"
Последние шесть лет Тереза Мэй возглавляла министерство внутренних дел и отвечала, в частности, за вопросы миграции.
Она неоднократно выражала недовольство высоким уровнем миграции в Британии и призвала к реформам механизма свободного передвижения в ЕС.
Читайте: Мечта о Маргарет: сможет ли новый премьер сохранить роль Британии в Европе после Brexit
"Свободное перемещение изначально означало свободу передвижения для труда, а не свободу пересечения границы для поисков работы или получения пособия. Еще в прошлом году четыре из 10 мигрантов из ЕС, 63 тысячи человек, приехали сюда, чтобы искать работу", – заявляла она.
В этом году Мэй ввела политику ограничения количества граждан ЕС, которые смогут получить право жить и работать в Великобритании.
Британские обозреватели предполагают, что Мэй намеренно проявляла мало активности во время кампании против Brexit, чтобы заручиться поддержкой всего спектра консерваторов – и тех, кто выступал за выход из ЕС, и тех, кто хотел оставить страну в составе Евросоюза.
И если это так, то ее тактика оказалась удачной.
Во время голосования за лидера Консервативной партии среди депутатов-консерваторов Мэй получила 2/3 голосов, став несомненным лидером в борьбе за премьерский пост.
Но это не означает, что она является идеальным кандидатом даже для своих однопартийцев. Скорее, можно говорить о нехватке желающих возглавлять страну в непростой период.
В европейских кругах обращают внимание на то, что все лидеры кампании за выход из ЕС после победы на референдуме отказались от лидерства.
"Герои Brexit вчерашних дней теперь стали печальными героями современности. Те, кто сделал свой вклад в ситуацию в Великобритании, ушли в отставку – Борис Джонсон (был одним из ключевых кандидатов на пост главы правительства, но взял самоотвод), Найджел Фарадж (ушел с должности председателя UKIP) и другие. Патриоты не уходят, когда все становится сложно, они остаются. А они, вместо разработки плана, покидают корабль", – прокомментировал премьериаду председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
ЧИТАЙТЕ:
Премьер в леопардовых туфлях: экстравагантная коллекция обуви Терезы Мэй
Железная леди, version 2.0
Противники Терезы Мэй уличают ее в недостатке опыта в международных делах. Новая глава британского правительства до сих пор действительно не часто принимала участие в международных переговорах.
А потому – действительно не ясно, хватит ли ей опыта для переговоров с лидерами ЕС.
Пока никто не пытается прогнозировать будущие решения Мэй, ведь ее знают как достаточно непредсказуемого политика.
Она поддерживала как инициативы консерваторов (например, голосовала за войну в Ираке), так и либералов, поддержав однополые браки.
Среди коллег Мэй называют человеком, "с которым вы вряд ли захотите связываться" – говорят, что с ней трудно работать. В СМИ ее сравнивают с немецким канцлером Ангелой Меркель и, конечно, с "железной леди" Маргарет Тэтчер – первой женщиной, возглавлявшей британское правительство.
Бывший канцлер британского казначейства Кеннет Кларк охарактеризовал Терезу Мэй так: "Она чертовски сложная женщина, но знает свое дело".
Мэй не стала с этим спорить и только сказала, что "сложная женщина" – это именно то, что сейчас нужно Британии.
Во время своей избирательной кампании она также обещала, что президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер очень быстро узнает, какой "чертовски сложной" она может быть.
Следовательно, о том, будут ли переговоры с ЕС успешными, говорить рано, но точно известно, что они станут непростыми.
Для обеих сторон.
Читайте: Расизм и оскорбления: в Лондоне выросла преступность после Brexit
Ведь при выходе из ЕС придется решить немало конфликтных вопросов, и цена проигрыша для страны может оказаться велика (подробнее – в статье "Экономические последствия Brexit: три сценария для Европы и Британии").
Лондон на переговорах с ЕС хочет договориться о свободном доступе к общему европейскому рынку и сохранить право свободного передвижения для своих граждан в Европе, но одновременно – ввести ограничения для трудоустройства европейских трудовых мигрантов.
При этом британцы не хотят, чтобы на страну распространялось европейское нормативное поле, не желают платить членские взносы и выйдут из-под юрисдикции Европейского суда, расположенного в Люксембурге.
Позиция ЕС по всем этим вопросам остается неясной для Лондона. Лидеры ЕС уже заявили, что никаких предварительных переговоров с Британией не будет. Переговоры начнутся только тогда, когда Британия активирует статью 50 и запустит механизм "развода с ЕС". После этого переговоры будут ограничены во времени – они должны длиться не больше двух лет.
Украинский вектор
Но если в отношениях Британии и ЕС в последующие годы точно будет немало конфликтов и споров, то на украинском и российском направлениях, к счастью, изменений не ожидается.
Обе ключевые британские партии – лейбористы и консерваторы – считают Россию угрозой мировому порядку и поддерживают Украину в противодействии российской агрессии.
Тереза Мэй, возглавляя МВД последние шесть лет, не отвечала за внешнюю политику, поэтому украинским вопросом будущая глава правительства непосредственно не занималась.
А вот российскую тему ей уже пришлось комментировать.
Все ее заявления свидетельствуют – новый британский премьер не питает иллюзий относительно намерений Кремля на мировой арене.
Читайте: Кэмерон рассказал, как Brexit отразится на Украине
Русская служба BBC напоминает, что именно полиция, подчиняющаяся Терезе Мэй, должна была расследовать политическое убийство бывшего российского ФСБшника Александра Литвиненко.
В январе текущего года она представляла в парламенте доклад о расследовании "дела Литвиненко". Тогда Мэй заявила: "Решение убить Литвиненко было, вероятно, принято господином Патрушевым, тогдашним главой ФСБ, и президентом Путиным".
Поэтому о сантиментах в адрес лидера РФ речь точно не идет.