Российская оппозиционерка Курносова: единственная опасность для Кремля заключается в расколе элит. И он наметился

Ольга Курносова

Ольга Курносова – российский политик с многолетним стажем. Она организовывала Марши несогласных, создала Комитет солидарности с Майданом и Антивоенное движение в 2013 году, была членом федерального бюро оппозиционного демократического движения "Солидарность" Бориса Немцова.

В 2014 году Курносова была вынуждена покинуть Россию, опасаясь политического преследования. Оппозиционерка обосновалась в Украине – стране, в поддержку которой она организовывала митинги на родине.

О смене режима в России, о полномасштабном объединении оппозиции, о международных приоритетах Кремля и его попытках реанимировать архаическую систему управления Ольга Курносова побеседовала с "Обозревателем".

- В воскресенье Борису Немцову исполнилось бы 57 лет. Недавно была годовщина убийства Анны Политковской. В целом среди россиян есть понимание того, что быть оппозиционером в России смертельно опасно? Или пропаганда слишком хорошо работает?

- Дело в том, что обыватели об этом просто не задумываются. А среди активистов, оппозиционеров такое понимание, конечно, давно есть.

Читайте: Доказал, что можно совместить: Порошенко назвал Немцова патриотом России и другом Украины

- По вашим наблюдениям, репрессии против инакомыслящих в последнее время в России усиливаются?

- Для борьбы с инакомыслием в России используют целый комплекс методов. Это и прямое запугивание, и уголовные дела. Например, дела против Александра Белова (Поткина), Ильдара Дадина. И да, чувствуется, что давление возрастает. Атмосфера гнетущая.

Чувствуется, что давление возрастает. Атмосфера гнетущая

Кстати, не секрет, что и среди самих активистов есть люди, которые работают на спецслужбы. Очень тяжело, когда не знаешь, кому можно доверять, когда вынужден ко всем относиться с осторожностью. Ситуация ухудшается с каждым годом. Многих оппозиционеров "выдавили" за границу.

Есть еще один немаловажный аспект - "всепропальство". Вот, знаете, в Украине есть "зрадофильство", а в России "всепропальство". То есть, людей постоянно убеждают в том, что надежды нет, что бороться просто нет смысла. И это, конечно, очень удобно для нынешнего режима.

- Учитывая тяжелую экономическую ситуацию, критическая масса недовольства в российском обществе накапливается?

- Накапливается, хотя пока она латентная. Однако доказательство тому, что она есть – низкая явка на выборах.

Читайте: Клинтон выступила с обвинениями в адрес России

- На которых "Единая Россия" получила конституционное большинство… Что это изменит?

- Да, по сути, ничего.

- Как вы видите в перспективе смену режима в России? Посредством выборов, посредством каких-то протестов?

- Думаю, это будет синтетическая история. Нечто подобное мы наблюдали в конце 80-х годов в Советском Союзе. Тогда власть поняла, что без определенной демократизации все плохо закончится. Мне кажется, что в рядах самой власти может со временем сформироваться демократическое крыло. Вероятно, это будет связано с региональными элитами. Потому что уже сейчас есть напряжение между регионами и центром. Дело в том, что у регионов не так уж много полномочий, в отличие от обязанностей. Внутри региональных элит чувствуется недовольство, что, кстати, связано и с западными санкциями, которые все-таки работают.

Мне кажется, что в рядах самой власти может со временем сформироваться демократическое крыло. Вероятно, это будет связано с региональными элитами

- Так, на ваш взгляд, какой сейчас приоритет международной политики Кремля? Избавление от санкций?

- Это один из приоритетов. Избавление от санкций - это крайне важно. Чем больше экономических проблем, тем менее монолитна власть. Ведь санкции провоцируют недовольство среди элит. А единственная опасность для Кремля заключается в расколе элит.

Чем больше экономических проблем, тем менее монолитна власть

Второй приоритет - попытка вернуться к тем позициям, когда мнение Кремля кого-то интересовало в мире. Собственно, эту цель и преследуют российские власти в Сирии. Судя по тому, что мы видим на данный момент, попытка скорее неудачная.

- Но мы же все понимаем, что проблемы российской экономики связаны не только с санкциями, а и с самой системой, замкнутой на энергоносителях. Думаете, российские власти будут предпринимать какие-то шаги, чтобы решить эту проблему?

- Уже предпринимают. В этом контексте, как мне кажется, стоит рассматривать назначение Сергея Кириенко заместителем главы Администрации президента. На мой взгляд, довольно сильное кадровое назначение. Кириенко - системный либерал, выходец из клана Анатолия Чубайса. Вероятно, это назначение призвано несколько изменить отношения с бизнесом, уравновесить систему.

Читайте: Первый министр экономики России Андрей Нечаев: дно кризиса еще не пройдено, оно оказалось многоступенчатым

- И, по вашему мнению, эти шаги будут эффективными?

- Эффективность - не из словаря Кремля. Так или иначе, в России во многом восстановлена командно-административная система. Серьезных шагов, направленных на облегчение жизни бизнеса, ожидать не стоит. Проблема в том, что сформировалась система ручного управления. И по-другому она не работает. В этой системе, в принципе, нельзя долго работать. А они пытаются. Поэтому с экономикой все плохо. Например, посмотрите на бюджет. Он очень печальный. Все статьи расходов, кроме военных, сокращаются.

- Если вернуться к теме оппозиции, очевидно, что причина ее неудачи на минувших выборах еще и в том, что она не смогла объединиться и конкурировала на многих округах. Почему это произошло?

- Раздробленность российской оппозиции - это старая история. Проистекает она еще с 1994 года. Уже тогда демократы шли несколькими колоннами. Можно на пальцах посчитать случаи, когда демократы объединялись.

Одна из главных причин, по моему мнению, заключается в том, что нынешняя оппозиция все-таки является зеркалом путинской системы власти. Она еще не созрела для того, чтобы ставить высокие ставки и играть на победу.

Нынешняя оппозиция все-таки является зеркалом путинской системы власти. Она еще не созрела для того, чтобы ставить высокие ставки и играть на победу

Пока оппозиция будет бороться за 2 приставных стульчика в Думе, а не за всю страну, ситуация не изменится. Когда оппозиция придет к пониманию, что надо повышать ставки, произойдет широкое объединение. Вспомните, как Шарль де Голль создавал политическую основу для французского Сопротивления. Он объединял широкие круги: от правых до левых. То есть, нужно объединить всех вменяемых людей, которые разделяют хотя бы базовые принципы.

- И в России сейчас есть предпосылки для такого объединения?

- Предпосылки есть, но предстоит сложная работа. Потому что раскол в элитах только наметился. Когда он углубится, появятся серьезные игроки, заинтересованные в смене действующей власти. Тогда оппозиции будет проще, ведь появятся ресурсы.

Раскол в элитах только наметился. Когда он углубится, появятся серьезные игроки, заинтересованные в смене действующей власти

- Складывается впечатление, что Кремль в последнее время поднимает ставки по всем фронтам: нарастающее напряжение в отношениях с США, разрыв соглашения по плутонию, арест украинского журналиста Романа Сущенко. К чему бы это?

- Если говорить о разрыве соглашения по плутонию, то это скорее PR. Есть соглашения гораздо более важные для процесса ядерного разоружения, но о них в Кремле молчат. И, кстати, на заявление о разрыве договоренностей по плутонию в мире обратили не слишком много внимания. Все потому, что это второстепенная вещь.

Читайте: Ультиматум России по Сирии: дипломат объяснил, почему Запад теряет терпение

По поводу Сущенко, я согласна с адвокатом Марком Фейгиным. Цель Кремля - создание обменного фонда. Возможно, у Украины есть кто-то, кого российские власти хотели бы обменять. Возможно, в Кремле опасаются, что Украина в ближайшее время может захватить кого-то ценного. Полагаю, это некая кампания по выманиваю людей, которая имеет нечто схожее с красными капеллами времен Советского Союза.

Как сообщал "Обозреватель", в ЕС заявили, что Европа в ближайшее время не будет снимать санкции с России.