Наукоград Сколково: следствие ведут знатоки
Наукоград с романтико-подмосковным названием Сколково уже со времени своего обсуждения на теоретическом уровне, превратился в богатую для насмешек и откровенных издевательств фольклорную среду. "Инновации", "стартапы", "нанотехнологи" - все эти чудные для русского языка словеса здорово отображали общее скептическое настроение к дивному детищу экс-президента России Дмитрия Медведева. А когда пошли ожидаемые коррупционные скандалы (что, впрочем, в принципе не удивительно для любой сферы жизнедеятельности русского человека), интернет-сообщество вздохнуло почти облегченно – "ну мы же говорили!"
Безусловно, коррупционная составляющая в проекте Сколково не просто существует, - она огромна. История с 10 лекциями депутата Госдумы Ильи Пономарева, за которые он получил от фонда Сколкова 300 тысяч долларов, ярко демонстрируют принцип работы "откатной системы" всего проекта. Детали отличаются, но в целом такая схема успешно работает на множестве других проектов РФ – "Олимпийские объекты Сочи", "Субсидирование Кавказа", "Перевооружение армии", "Развитие Дальнего Востока" и пр. Но в случае с последними публичными скандалами вокруг Сколково, где фигурируют на разных баррикадах имена вице-премьера РФ Владислава Суркова и представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, произошло занятное событие. Инновационные технологии за последние три года в России не только появились, но и вышли на лидирующие позиции в пределах Европы. Звучит также дико, как стоимость одной лекции Пономарева в 30 тыс. долларов. Но в данном случае цифры говорят в пользу чудаков (и коррупционеров) из потешной деревни Сколково.
Для наглядного примера можно взять европейского лидера Германию, объем рынка которой в IT-технологиях составляет 73 млрд. евро, а в России почти 19 млрд. евро (данные ассоциации ВITCOM). Отрыв существенный, но тремя годами ранее у России этот показатель не превышал 4 млрд. евро. Еще более поразительный рывок осуществлен в венчурном капитале, инвестированном в IT-сектор. Россия с 237 млн. евро занимает 4-е место в Европе (первое место у Германии с 431 млн. евро). Цифры может и скучные, но еще несколько лет назад показатель России составлял жалкие 5 миллионов евро венчурных инвестиций. Еще один показатель, который характерно демонстрирует общую атмосферу на инновационном рынке России - количество стартапов в 2012 году по сравнению с годом предыдущим выросло у нашего соседа на 55%. И это за один год.
Безусловно, воруют на Сколково бессовестно и в гигантских размерах. "Лекции" Пономарева – это только скромные цветочки. 70% всего бюджета Сколково уходит на строительство архитектурных объектов – от "научных центров" до казино и многоярусных парковок. Один контракт за консалтинговые услуги с Массачусетским технологическим институтом на 500 миллионов долларов чего только стоит. "Пилят" в Подмосковье деньги в федеральных масштбах.
Однако утопический "город-солнце" Сколково создал в России атмосферный прецедент-мечту, в которую поверили единицы людей со светлой головой и недырявым карманом (тот же Виктор Вексельберг). Идея эта заключается в том, что в коррупционно-чиновничьем сырьевом закрытом государстве можно создать инноград, открытый для западного капитала и западной научной мысли. Пока что нобелевские лауреаты, главы венчурных компаний и ведущие IT-технологи приезжают в Сколково в основном, чтобы поиграть на гольф-полях, покушать в ресторанах, поднять "легкую деньгу", да и просто "потусить". Но цифры последних лет показывают, что Россия за последние пару лет по объему рынка инновационного капитала уже приближается к европейским лидерам. А это значит, что проект Медведева со скрипом, но начинает работать.
Ну а пока Следственный комитет РФ подчищает штат генерального менеджмента Сколково. Уже отстранен от своих обязанностей вице-президент "Сколково" Алексей Бельтюков, через которого депутат Госдумы Илья Пономарев получил 750 тысяч долларов "за выполнение научной работы и чтение лекций". На бывшего руководителя финансового департамента Кирилла Луговцева и гендиректора таможенно-финансовой компании Владимира Хохлова заведены уголовные дела. Оба обвиняются в арендных махинациях на сумму в 2.5 млн. долл. Да и самого некогда всемогущего Суркова - уже бывшего вице-премьера РФ (8 мая он ушел в отставку) - следователи начали активно прессовать в открытой прессе. Всего же, в Следственном комитете проверяют нецелевое распределение средств, превышающих 110 млн. долл. С учетом, что годовой бюджет Сколково составляет приблизительно 250 млн. долл., "пилят" на проекте с большим размахом.
И, тем не менее, проект все равно работает. В 2010 году лауреат Нобелевской премии по физике того же года Андрей Гейм о Сколково отозвался так: "Там у вас люди – что, с ума посходили совсем? Считают, что если они кому-то отсыпят мешок золота, то можно всех пригласить?" А два года спустя голландец Андрей Гейм уже выезжает в Подмосковье со своими лекциями. Деньги побеждают скепсис.