Путин достиг максимума, дальше у него дорога вниз - бизнесмен Чичваркин
Российский бизнесмен, экс-владелец "Евросети", вынужденный эмигрант Евгений Чичваркин рассказал о российско-украинских отношениях, будущих протестах в РФ и рейтинге Владимира Путина.
Сегодня Евгений отмахивается, когда начинаешь говорить с ним о гаджетах, но с удовольствием беседует о вине — огромную сеть магазинов мобильной связи "Евросеть" в России ему заменил один винный бутик Hedonism Wines в Лондоне. Впрочем, Чичваркин занимается не только вином, но и российской политикой. В интервью Delo.UA он говорил именно об этом.
Какова политическая парадигма России сегодня?
Рекордный рейтинг Владимира Путина в августе-сентябре, заработанный на "крымнаше", это максимум, чего он достиг. Я могу, конечно, ошибаться, но думаю что дальше дорога у него одна — это дорога вниз. Столько принятых новых законов и новых налогов, инфляция, отсутствие прав и все большее и большее ограничение свобод… Это не может не повлиять на его популярность.
Довольно оптимистично говорить о падении рейтинга Путина при его 86% поддержки населением… Или эта цифра "нарисована"?
Нет. 86-87% поддержки — вполне реальный результат. Вам просто не понять советского двоемыслия в России после 2004 года. Например, она — врач больницы, ее выгоняют на провластный митинг и задают вопрос: "Вы поддерживаете действия Путина?" Она его в гробу видала, но говорит: "Да, поддерживаю." Это Оруэлл в чистом виде.
Что реально можно сейчас делать в России в плане политики без риска для жизни?
Позавчера (23 сентября — прим. ред.) были опубликованы результаты опроса. 49% россиян НЕ поддерживают силовую операцию на Юго-Востоке Украины. Как минимум, отвечать "нет" можно без риска для жизни.
Анонимно не поддерживают, но выйти на площадь не решаются.
Выйти на площадь можно за свою страну, но не за чужую.
Я говорю о "российском майдане" — не за Украину, а против Путина.
Российский майдан против Путина и за мир состоится либо когда пойдет больше цинковых гробов — чего никто не хочет, либо когда выкинут эту братву-"луганду" назад в Россию. Но Украина не сможет этого сделать без войск НАТО, к сожалению. Против НАТО Путин не будет воевать. Будет грозить, угрожать, расчехлять ракеты, будут бомбардировщики на территорию Великобритании залетать — вот эта вся фигня будет, а стрелять по натовским войскам он не будет.
По вашей оценке, война на Востоке Украины — это попытка Путина закрепиться во власти?
В первую очередь это работа на внутренний рейтинг. Потому что никто не ожидал, что Крым его настолько поднимет.
То есть, Крым в какой-то степени спровоцировал войну на Донбассе?
Стопроцентно. Давайте так. Крымом Украина не занималась, он был абсолютно бесхозным. Причем в последнее время хоть как-то, а в 90-е годы — полный ад вообще. Ад как он есть. Я там был — это капец. Без воды, не смытая неделями канализация в курортной зоне — это ужас что было. Они (российские власти) ничего не изменили сейчас, но люди ждут. Очевидно, что из Крыма будут делать образцово-показательный курорт, любыми деньгами затыкая все дыры.
И даже Керченский мост построят?
Да. Мост построят. Заткнут любыми деньгами. Лишат Якутию двух тысяч километров дорог, а мост в Крым построят. Но посчитали: мост дорогой, переправы дорогие, проще профинансировать захват Мариуполя, Мелитополя и откусить кусок территории Украины. Оно в деньгах дешевле…
…Чем строить мост?!
Солдат бабы еще нарожают.
Возвращаясь к инструментам, которые сейчас могут использоваться открыто в России без риска для жизни (мы же все понимаем, что значит вести оппозиционную деятельность в России), что можно делать? Людей на митинг собирать?
26 тысяч человек вышли за мир (Марш мира в Москве 21-го сентября — прим. Ред.), в прошлый раз против агрессии России против Украины вышло тысяч пять или десять. Есть явный рост. Это четкий индикатор того, что в стране зарождается волна протеста, и она будет длинной.
Ее есть кому в России поддерживать? Мы же понимаем, что Майдан — он, конечно, замечательный, гражданский, но все знаем, кто сколько денег из крупного бизнеса влил в него. И скорее всего, он не состоялся бы без поддержки крупного бизнеса. В России есть кому из крупного бизнеса поддерживать протестное движение?
Когда они (крупный бизнес — прим. Ред.) поверят, то — да. Вот в чем абсолютно прав Навальный: миллион человек выходит на митинг в Москве — и власть меняется. Ни в какой другой республике, ни в каком другом краю — миллион человек физически должны выйти в Москве. Это реально.
Реально?
Да. Просто идея должна всех объединить настолько, чтобы в субботу все не в "Ашан" поехали, а на митинг. А это случится только тогда, когда закончатся деньги. Потому что пока у нас есть деньги — мы ничего не хотим менять.
Но денег становится все меньше.
Тучные годы закончились навсегда. С Путиным жирных годов больше не будет, дальше тренд будет только вниз. Крым дал 30% роста рейтинга… Так вот. Новые ОСАГО, новые акцизы, новые налоги с января-2015 сразу дают достаточно серьезный инфляционный скачок, и вы увидите как это отразится на рейтинге Путина.
Я знаю, что вы наблюдаете за событиями в Украине. Как со стороны выглядит то, что сейчас происходит?
Выглядит не очень. Скажем так, боковой тренд. Реформ нет. Ну скажите, какие реформы проведены? Почему не введено хотя бы военное положение?
Думаете введение военного положения что-то бы реально изменило?
Да. Я вот разговаривал в Киеве с людьми и они говорят: "Так и шо Крым? Ну, если они им и сделают что-то хорошее — да пусть подавятся". Есть такое мнение, и я его слышал не один раз. "Я туда не поеду больше. Ну, если они там им сделают хорошо — ну и пускай". Если будет такое отношение к той территории, которая пока на всех картах закрашена вашим цветом, то территории не останется. Сто процентов.
Попробуйте сейчас высадить японские войска на Курилы. Попробуйте прямо сейчас. Туда добровольцы поедут! А еще они ворвутся в офисы Sony и перевешают всех прямо в Москве. Нужно воевать за свою территорию, но для начала нужно назвать это войной!
Конечно перевешают. Но ведь этого Путин добился пропагандой, о которой мы говорим, что это неправильно.
Это пропаганда, которая находит отражение в имперском сознании. Которому четыреста лет и которое передается по крови.
То есть, Путин россиян не сделал такими, он просто нашел правильные ниточки…
Да. Он активизировал набор качеств, в основном негативных. Через пропаганду активировал то, что заложено.
А что украинцам по крови передавалось? С вашей точки зрения как маркетолога, какие именно слоганы, лозунги были бы правильны для Украины?
Для украинцев крайне важна частная собственность. Вот если Северная Россия, живущая во многоквартирных домах, это как-то естественно, то, мне кажется, здесь очень важно "свое". Это не проблема. Это хорошо, это надо развивать. Защита прав собственности должна быть закреплена законодательно, чтобы никто не мог отобрать "свое". Ну и относительно территорий — нужно как-то объяснить, что это же ваше, собственное отбирают! Я думаю тогда отношение бы быстро изменилось.
На этом вы бы сейчас рекомендовали строить политическую риторику? На защите частной собственности?
Да. Свой дом — своя крепость.
Как можно бороться с коррупцией?
Как в Грузии.
То есть, 98% — просто уволить?
Да, и с волчьим билетом! И на учет. Если где-то что-то в доме пропало, кто-то кого-то изнасиловал, непонятно кто — первыми на допрос идут бывшие менты, потому что, скорее всего, это они.
Где та критическая точка у россиян, когда они выйдут на улицы?
Деньги.
Но цены уже выросли, уже многое не купишь из-за санкций — все равно терпят.
Смотрите. Если россиян выкинут с "луганды", путинский рейтинг откатится до 60%. Но если Украина добьется лишения России Чемпионата мира по футболу 2018, вот это будет удар…
То есть, сейчас рейтинг держат зрелища, хоть и без хлеба?
Да. Вы даже не представляете, какой силы это может быть удар. Это будет ущемление национальной гордости неимоверной силы. Если Путина и Россию лишат Чемпионата по футболу в 2018 году, то поверьте, они сделают параллельный паназиатский чемпионат, зальют туда $50 млрд и каждой команде положат по $30 млн только за приезд, чтобы это все провести. Я серьезно.
Я очень люблю футбол, я очень хочу, чтобы Чемпионат прошел в России. Чтобы люди, с которыми я говорю на одном языке, сходили на футбол. Чтобы остались стадионы. Я хочу, чтобы люди болели, визжали, кричали и ходили на стадионы. Хочу как россиянин. Но как человек, не любящий Путина, я говорю о том, что отбор чемпионата у России подорвет его рейтинг вдребезги.
После того, как Путин уйдет и вы вернетесь в Россию, какой бизнес вы откроете?
Туристическую деревню. Большую-большую. Даже не деревню, а древний город. Большой образовательный туристический проект. Обязательно направленный и на внутренний, и на внешний туризм.
К гаджетам возвращаться желания больше нет?
Нет, никогда.
А IT, телеком?
Нет, никогда.
Почему?
Жизнь ведь одна, надо все попробовать. А это — неживое. Вино я не брошу. Вино живое. Оно двести лет меняется еще в бутылке из-за того, что живое.