Результаты выборов в Италии: левые идут
Левоцентристская коалиция во главе с Пьерлуиджи Берсани победила на досрочных парламентских выборах. Об этом заявил сам Берсани. Однако данные экзит-поллов также подтверждают заявление бывшего итальянского коммуниста – Италия стала еще левее.
Согласно предварительным данным, блок Пьера Берсани "Италия. Общее благо" опережает Правоцентристскую коалицию Сильвио Берлускони всего на несколько процентов (34% у Брессани против 29 % у Берлускони). Будь такой результат выборов на Украине, обе силы уже бы объявили о своей "решительной победе", а в самом парламенте начались интереснейшие миграции депутатского корпуса.
Однако в Италии, согласно действующему законодательству, победитель сразу получит 55% депутатских мандатов. Это означает, что уже на этой неделе в Европе может появиться очередное левое правительство.
В целом же, победа левых в Италии является достаточно размытой, и Берсани, скорее всего, придется создавать коалицию с центристами, которых на выборы повел недавний премьер Италии Марио Монти.
К слову, результаты блока Монти ("С Монти за Италию") достаточно неутешительны – 4-е "общекомандное" место и приблизительно 9% голосов избирателей.
Третье место на выборах заняло движение "5 звезд" итальянского комика Беппе Грило, получившее солидные 19% голосов.
Результаты выборов в сенат практически зеркально отражаются с волеизъявлением избирателей в нижнюю палату, разве что блок Берлускони в верхней палате будет иметь еще меньший отрыв от левых. Но принципиально расклады это не изменит.
Риторика самого Берсани – без пяти минут будущего премьер-министра Италии – очень сильно стала трансформироваться за последние дни (и даже часы) от откровенно левацкой до либерально-умеренной. Берсани в Палермо: "Мы выиграем, чтобы изменить страну", Берсани во Флоренции: "Мы остаемся рабочей партией", "Берсани в Неаполи: "Мы идем, чтобы служить гражданскому обществу"…Берсани сразу после выборов: "Мы будем экономить".
Последние слова вряд ли понравились левым избирателям, которые еще не успели отпраздновать свою победу, а уже услышали, что бесплатной раздачи слонов не будет. Хотя месседж Берсани был направлен не столько своим избирателям (о них на пару лет уже можно забыть), сколько первому союзнику по будущей большой коалиции Марио Монти, а также структурам Брюсселя и Берлина. Особенно Берлина.
Ангела Меркель, которая в этом году и сама готовится принять участие в избирательной гонке, с ужасом отмечает, что "призрак коммунизма" таки добрался до Европы и все плотнее обступает по периметру германские земли.
Кроме самой Меркель, на победу левых в Италии негативно отреагировали и мировые финансовые рынки. Индекс Dow Jones по итогам 25 февраля опустился на полтора процента, что стало рекордом падения по итогам одного дня за последние полтора года.
Интересна также логистическая организация выборов в Италии. Помимо того, что выборы в парламенте проходили в течение двух дней, техническое правительство Монти сделало беспрецедентные скидки на транспортные расходы гражданам, чтобы те смогли проголосовать по месту своего жительства.
Авиакомпания Alitalia предоставила скидку на внутренние перелеты в размере 40%. Это значит, что без аэропортовых сборов из Милана в Палермо или Кальяри можно долететь приблизительно за 40 евро. Еще большая 70%-я скидка была предоставлена на проезд железнодорожным и автобусным транспортом. Наконец, министерство внутренних дел Италии объявило, что возместит 75% стоимости расходов, понесенных на переезд, всем итальянцам, которые находятся за рубежом и приехали на родину, чтоб проголосовать по месту жительства (правда, компенсация предусмотрена в случае невозможности проголосовать по почте).
В любом случае, Монти сделал все, чтобы на выборы пришли наименее защищенные слои населения Италии, т.е., априори не избиратель Берлускони. И надо признать, такие "транспортные" действия принесли результат. Берлускони проиграл.
Какой станет Италия при Берсани, говорить пока что сложно. Избирательная кампания левых изобиловала социальными манифестами, которые сейчас повально популярны во всей Европе. Берсани говорил о школах и больницах, о "широких возможностях для женщин", о нравственности простых граждан и безнравственности политиков, об окружающей среде и защите труда…
Однако на макроэкономическом уровне проблемы Италии лежат в несколько иных плоскостях – в первую очередь, необходимо решать проблему гигантского внутреннего и внешнего долга, стагнации экономики, наплыва нелегальных мигрантов из Албании, Румынии, Северной Африки и Украины. В этом контексте повышение социальных расходов еще больше приблизит страну к греческому/испанскому сценарию развития экономики Италии. И 61-летний Берсани наверняка это понимает. Потому и последовал один из первых месседжей премьера о политике экономии. Другое дело, что находясь в выбранной самим Берсани идеологической нише, он не может в одночасье стать правым. А это значит, что по своей внутренней противоречивости новое правительство Италии будет и неустойчивым, и проблемным, и спекулятивным. И вполне возможно, для Италии следующие выборы могут стать снова внеочередными.