Преемник Назарбаева
Кто станет преемником 72-х летнего бессменного президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, волнует далеко не только жителей "степи", но и многие страны внешнего мира. К тому же, в последнее время в СМИ стали просачиваться сообщения о серьезных проблемах со здоровьем Назарбаева. Впрочем, 72 года – это уже тот возраст, когда о преемнике следует задуматься уже и самому елбасы.
Преемник Назарбаева (вне зависимости от привязки к конкретному имени) должен будет решить ряд непростых задач.
Во-первых, избежать "большого передела" в стране, сохранив за "семьей" основные позиции.
Во-вторых, сохранить пресловутую стабильность внутри общества, а недавние события в Жанаозене показали, что Казахстан может взорваться очень легко.
В-третьих, сохранить преемственную легитимность на Западе, где сегодня хранятся основные активы "семьи".
В-четвертых, добиться поддержки России, с которой дешевле дружить.
И в-пятых, сдержать процесс исламизации Казахстана.
Исходя из данных задач, преемника Назарбаева следует искать в клане самой "семьи", и сегодня на эту роль наиболее вероятно подходит средний зять президента Тимур Кулибаев.
Внутри страны 46-летний Кулибаев позиционирует себя эдаким парнем "вне политики", для которого интересно заниматься исключительно реальной экономикой. И если говорить о "реальной экономике", то Кулибаев сосредоточил в своих руках просто нереальные ресурсы. Именно Кулибаев возглавляет KazEnergy (такой себе казахский аналог "Газпрома" и "Роснефти", только два в одном), а также является председателем Национальной экономической палаты, через которую проходит все лицензирование экспорта и импорта страны.
Кроме того, в июне 2011 года Тимур Кулибаев был избран членом совета директоров самого "Газпрома", а туда попасть сложнее, чем в любое министерское кресло РФ. Именно "газпромовская" инициация позволяет говорить, что Россия готова видеть Кулибаева во главе Казахстана.
Впрочем, нюансы с Кулибаевым в качестве преемника остаются. Российский эксперт ИК "ФИНАП" Владислав Егоров поделился с "Обозревателем" своим видением проблемы с назначением Кулибаева преемником.
"То, что Кулибаев может стать преемником Назарбаева,- это уже несколько лет не новость. Я вполне допускаю этот вариант. Но Назарбаеву еще нужно прочувствовать почву, увидеть, как общество воспримет Кулибаева. А для этого Тимура Аскаровича нужно "толкать" в большую политику, а именно, назначить его премьер-министром. Как только это произойдет, можно с 90%-й уверенностью говорить, что Кулибаев станет преемником Назарбаева. Пока же мы можем говорить об очень высокой вероятности того, что это случится", - говорит Владислав Егоров.
В России следующего преемника Назарбаева с настороженностью ожидают куда больше, чем в самом Казахстане. Если для Казахстана вопрос стоит в плоскости, сохранится или нет "назарбаевский курс", то для самой Москвы максимальная лояльность Астаны имеет первостепенное значение во всей ее внешней политике.
Казахстан является членом Таможенного союза и ОДКБ, с ним Россия "подвязана" на десятки энергетических проектов. Наконец, в геополитическом плане формально исламский Казахстан является важным фактором сдерживания проникновения исламизма на территорию уже самой России. А потому, чтобы тот же Кулибаев, добившись всей полноты власти, вдруг не начал проводить свою "особую" политику, Москва уже сейчас максимально тесно интегрирует вероятного преемника в свои "святые места" вроде "Газпрома".
В любом случае, у Назарбаева еще есть несколько лет, чтобы выбрать второго президента страны. В противном случае, Казахстан может ожидать резкая демократизация наподобие Киргизии, а вместе с ней и мощная дестабилизация внутри страны. Тогда уже страну может ожидать не один, а десятки Жанаозенов. Хотя, как пишет колумнист Сара Кендзиор в Foreign Policy, "диктаторы эксплуатируют тему о Центральной Азии, как о гнезде радикальных боевиков. На самом же деле рядовые граждане боятся не террористов, а государства". К Назарбаеву данные слова подходят на 100%. Уважение к нему, которое выражается в ошеломляющих результатах на выборах, основано на том же факторе, на котором под 100% голосов получают Ислам Каримов, Гурбангулы Бердымухамедов или Рамзан Кадыров – на страхе.
Поэтому вопрос стоит не только в плоскости назначения Кулибаева в преемники Назарбаева, но и в том, сможет ли зять соответствовать диктаторским способностям своего тестя.