Он сказал: поехали

Он сказал: поехали

Главное отличие российских президентов от украинских заключается в том, что когда они уходят, то от них не тошнит. Послевкусие остается, но без какого-то брезгливого отвращения. Уж как Ельцин всех утомил, а в народной памяти запомнился новогодней фразой «Я ухожу», которая за раз окупила и Чеченскую войну, и бандитские 90-е, и развал всего, что только можно было развалить. Путин в свой «первый заход» и вовсе ушел на волне тотальной популярности и с личным рейтингом, превышающим 70%.

Медведев… Медведев, как уже выяснилось, особо никаких фундаментальных решений не принимал, а потому даже «болотная» оппозиция своим гневом обошла стороной Дмитрия Анатольевича. Под раздачу попадали Путин, Чуров, демонизировался (чуть ранее) Сурков, а вот Медведеву досталась своеобразная роль английской королевы. Вроде кто-то сидит в Букингемском дворце/Кремле, а толку от этого никакого.

Исходя из такого вот «особого» положения Медведева, получилась и его прощальная речь перед Госсоветом – невероятно оптимистическая и невероятно пафосная. Ударное направление в своем выступлении пока еще действующий президент РФ посвятил свободе. «Свобода лучше, чем не свобода», - заявил Дмитрий Анатольевич. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным – это уже не прямая речь Медведева, но именно эти слова передают первую часть его выступления, которая больше направлена была на западных слушателей. Для местного же народонаселения Медведев подготовил посылы о борьбе с бедностью, безработицей, экономической отсталостью и коррупцией. В этой части выступления даже прозвучали конкретные цифры – Россия планирует к 2020 году поднять среднюю продолжительность жизни с нынешних 69 до 75 лет.

Не преминул Медведев положительно отметить и свою четырехлетку. По словам президента, удалось «не допустить массового обеднения населения», а экономика все 4 года растет «весьма неплохими темпами». А чтобы стало еще лучше, государство, по мнению Медведева, должно минимально вмешиваться в экономику. «Предпринимательский талант – это важная общественная ценность», - заверил Дмитрий Анатольевич.

А заканчивал свое президентское выступление Медведев уже как без пяти минут назначенный глава правительства. В затяжном финале звучали обещания, планы и самые радужные перспективы, которыми российских граждан накроет в самом скором будущем. За ближайшие 8 лет в России, по заверениям Медведева, будет создано 25 миллионов новых рабочих мест (помнится, Виктор Ющенко был более скромен в своих обещаниях), страна в международном рейтинге поднимется на 20-е место по комфортности ведения бизнеса, как минимум 5 отечественных университетов войдут в топ-100 мирового рейтинга, а российские семья смогут каждые 15 лет менять жилье.

По последнему пункту интересно вспомнить предвыборное обещание Владимира Путина, который утверждал, что к 2010 году в России будет решена жилищная проблема. Судя по всему, ее теперь в России не существует, и теперь нужно двигаться к возможности гражданам улучшать свое жилье «каждые 15 лет». Ну и завершил свое выступление Медведев тем, чем и запомнился за свою четырехлетку – нанотехнологическим заверением, что к 2020 году Россия войдет в мировую десятку стран по уровню внедрения электронных технологий.

Таким образом, прощание Медведева-президента получилось таким же, как и он сам – футуристическим и далеким от реалий современной России. Вообще, генеральная проблема выступления Медведева перед Госсоветом не в том, что Дмитрий Анатольевич сказал что-то неправильно, или упустил что-то важное. Проблема совершенно в другой плоскости.

Медведев – это совершенно не тот человек, который будет реализовывать все сказанное на практике. Намерения и реальные воплощения чего-либо в российских условиях – это вообще отдельная исследовательская тема. Однако существуют огромные сомнения, что Медведев, будучи главою правительства, сможет принимать какие-то судьбоносные для страны решения. У него это не получилось при тотальных (по российской конституции) президентских полномочиях, и совсем непонятно, как он сможет модернизировать Россию в правительстве, где у него нет возможности назначать даже свои креатуры. Этакая разновидность Тигипко в российских условиях. Зато попрощался красиво.