В Сирии зреет война между союзниками США: эксперты прокомментировали действия Турции
В затяжном сирийском конфликте наметился новый неожиданный поворот - Анкара объявила о начале наземной военной операции в Сирии.
Армия Турции 24 августа вошла на территорию Сирии и начала наступать на город Джараблус, захваченный боевиками "Исламского государства". Турецкие подразделения провели наземную операцию по освобождению города при поддержке авиации союзников. В Анкаре заявляют, что турецкая армия останется на территории Сирии, пока повстанцы из Свободной сирийской армии не возьмут ситуацию под контроль.
Официальный Дамаск объявил военную операцию Турции на своей территории нарушением суверенитета страны. Сирийский МИД настаивает, что любые операции по борьбе с терроризмом в пределах границ государства должны проводиться по согласованию с режимом Башара Асада.
Сегодня СМИ гадают, как будут развиваться дальнейшие события на Ближнем Востоке.
Читайте: "Кошмар и гуманитарная катастрофа": Меркель раскритиковала Россию за ситуацию в Сирии
Журналист Иван Яковина в статье для сайта "Новое время" отмечает, что главной целью операции "Евфратский щит" объявлено очищение сирийской территории от боевиков ИГ на всей протяженности границы с Турцией. Первая и главная тактическая задача наступающих – установление контроля над городом Джараблус, который непосредственно прилегает к границе и окраинами выходит к реке Евфрат. Этот населенный пункт является главным оплотом ИГ в приграничных с Турцией территориях и основной перевалочной базой для разного рода контрабанды.
Сейчас турецкие войска охватывают этот город с юго-запада, стремясь отсечь его от основной территории, подконтрольной ИГ. Если план сработает, то с севера, запада и юга Джараблус будет обложен турецкими войсками. К востоку от него – река Евфрат, за которой позиции курдов, также воюющих против ИГ.
"Успешное развитие турецкого наступления омрачается весьма неблагоприятным развитием событий на дипломатическом фронте. Еще до начала вторжения Анкара не скрывала, что собирается помешать формированию непрерывного курдского образования на всей протяженности своей южной границы... Для мощнейшей турецкой армии в этом регионе не составило бы большого труда справиться и с боевиками ИГ, и с курдами, однако во втором случае есть серьезное препятствие. Главным союзником ОНС (курдских "Отрядов народной самообороны" - ред.) в этой войне являются США, оказывающие курдам разностороннюю поддержку – от финансовой до ударов с воздуха", - пишет Яковина.
"Если отряды ОНС вступят в прямое противостояние с турецкой армией (а все к этому сейчас идет), то США окажутся в двусмысленной ситуации: либо поддерживать своих фактических союзников (курдов), либо номинальных, по НАТО – Турцию. Покуда и те, и другие воюют против ИГ, такой проблемы нет, но действия обеих сторон не оставляют исламистам шансов, поэтому вскоре вооруженные турки и курды окажутся нос к носу", - пояснил он.
Как отметил журналист, сейчас очень многое будет зависеть от (не)успехов курдских и турецких войск в Сирии: кто первый сумеет нанести сокрушительное поражение ИГ, тот, видимо, и станет общим победителем в этой войне. Хотя, конечно, есть риск, что такая победа немедленно приведет к очному и абсолютно безжалостному противостоянию между главными союзниками США в регионе.
Читайте: "Сколько еще?": фото раненой сирийской девочки заставило соцсети задуматься о жестокости войны
У США, возможно, наконец, появился союзник с профессиональной армией в борьбе против "Исламского государства" в Сирии. Турецкое наступление на город Джераблус в северной Сирии, который удерживался "Исламским государством" два с половиной года, но был взят в среду без особого сопротивления, изменит ход войны против экстремистской группировки к выгоде Вашингтона", - пишет эксперт по Ближнему Востоку из Атлантического совета Файсал Итани в статье для Foreign Policy.
Эта кампания сама по себе может положить начало новой эпохе взаимодействия США и Турции в Сирии. Верно, что мотивы Анкары по непосредственному вмешательству в сирийскую войну не совсем пересекаются с мотивами Вашингтона и находятся в прямом противоречии с целями курдской партии "Демократический союз" (PYD), которая является союзником США,.
"Каждый участник джераблусской операции сражается по собственным причинам", - рассуждает Итани. Турция, безусловно, пыталась ослабить ИГИЛ, который обстреливает территорию страны и осуществил там ряд терактов. Что еще более важно, Анкара со значительным опозданием отреагировала на территориальные приобретения в северной Сирии Демократических сил Сирии, в которых доминирует PYD, цель которых - соединить различные округа, чтобы сформировать курдскую территорию на границе с Турцией, говорится в статье.
"Но почему сейчас?" - задается вопросом Итани. "Анкара, возможно, надеялась на то, что США, поддерживающие Демократические силы Сирии, окажут давление на группировку, чтобы она соблюдала территориальные "красные линии", такие как непересечение восточного берега реки Евфрат", - предполагает эксперт.
"Это самый решительный шаг Турции в ее в остальном непоследовательной войне с "Исламским государством", и он может стать образцом для развития сотрудничества с США. Это развитие событий может иметь огромные последствия для войны в северной Сирии. Это может обострить напряженность между Турцией и PYD в краткосрочной перспективе, с чем придется иметь дело США и включить это в свою стратегию по борьбе с ИГИЛ", - говорится в статье.
Читайте: За время войны в Сирии Россия убила больше мирных жителей, чем террористы ИГИЛ: инфографика
В свою очередь, экс-генконсул Украины в Эдинбурге и Стамбуле Богдан Яременко в комментарии "Обозревателю" высказал мнение, что Турция является для США более важным союзником в Сирии, чем курды.
"Главный союзник США в Сирии - Турция. С остальными группами Вашингтон может сотрудничать, он может им помогать или использовать их до поры до времени. Но именно с Турцией США связывают взаимные обязательства. То, что США использует некоторые группы курдов в своих интересах, вызывает неприятие у Турции. А США не согласны с тем, как легко Турция называет все группы курдов террористами. Но турецко-американское сотрудничество стоит выше этих разногласий, выше проблемы курдов", - отметил дипломат.
По его словам, совместная военная операция в Сирии показывает, что, несмотря на некое напряжение, США и Турция остаются военным братством.