Грецию колотит от страйков. Бастуют педагоги, медики, судьи, прокуроры. Причины схожие. Митингующие добиваются выплаты задолженностей, протестуют против повышения налогов и снижения зарплат. Впрочем, ужимать свои расходы в Греции приходится не всем. Богачи, как и раньше, ни в чем себе не отказывают. Редкие вылазки налоговых служб на ареалы обитания зажиточных греков показывают несоответствие декларируемых доходов уровню жизни. Но удары кризиса на себе ощущают, прежде всего, малообеспеченные. "Обозреватель" предлагает перевод статьи итальянской La Repubblica - взгляд на "небедную" Грецию, которую кризис разделил на два лагеря.
С одной стороны - мелкобуржуазное государство, страдающее от краха. С другой - богачи, которые продолжают жить хорошо и купаться в роскоши. Нынешняя Греция разделена на два лагеря.
"Калимера! ("Здравствуйте!" по греч. – Ред.). Капуччино и булочки? Четыре евро и восемьдесят центов". 10 утра. Горячее дыхание Мелтеми нагрело воздух до 30 градусов в тени апельсиновых деревьев. Но ни кризис, ни высокие цены не препятствуют афинскому утреннему ритуалу - завтраку.
За последние четыре года в парламенте Греции по очереди бывали представители правительств многих стран. Афины продолжают жить за счет 230 млрд международной помощи. Германия сейчас готовит для Греции "финансовую капельницу".
"У нас здесь, кажется, время остановилось", признает Янис, который каждое утро проводит за прилавком кафе. Богатые греки не перестают тратить деньги.
Многие представительницы буржуазии Колонаки часто выбирают для отдыха известный пляж Astir Beach. Он раскинулся в зеленой бухте бирюзового Эгейского моря в двадцати минутах езды на такси. Вход на частный пляж стоит 25 €. В 10 утра уже занято полтысячи лежаков. Единственная мысль этой толпы людей, состоящей преимущественно из медиков, юристов и предпринимателей, - заказать стакан молочного коктейля со льдом.
Петрос Маркарис, получивший известность после серии детективных романов об афинском следователе Костасе Харитосе, в последних двух своих книгах описал, как его герой борется с уклонением от уплаты налогов и коррумпированными банкирами. Маркарис считает, что кризис разделил страну на две части: "Правда заключается в том, что кризис разделил Грецию и ее средний класс на две части. Разница, которая отделяет самых успешных женщин, отдыхающих на пляже Astir от тех, кто не может просто так взять и пойти отдыхать у морского берега, проста. Это работа".
"Те, кто работает на государственной службе, уже столкнулись с множеством проблем. Для таких фрилансеров, как я, не изменилось практически ничего", - говорит Ксения Папастраво, получившая степень в Лондонской школе экономики.
Последние три года правительство Греции делает все возможное, чтобы избежать финансового краха. Оно сократило на 23% зарплаты и пенсии, толкнув 27% греческих семей, которые еще несколько лет назад жили в достатке, за черту бедности, утверждает Евростат.
Греки зарабатывают, кто как может. Елена, не назвавшая своей фамилии, из тех, кто не особо потерял в кризис. "Я рентгенолог больницы Евангилисмос, в двух шагах отсюда", - говорит она за чашкой кофе со льдом, в тени холма Ликабеттус. - "Моя зарплата? Она упала с € 1,350 в 2009 году до 985 сегодня. Но я перестроила немного свою работу. Кроме приема клиентов, стала делать еще и лабораторные исследования".
Однако даже сохранившие свой уровень достатка, с тревогой смотрят на ситуацию в стране. "Попробуйте встать в шесть утра и на улицах Колонаки вы увидите другую картину", - говорит Ксения. – "Греческие пенсионеры роются в мусорных ведрах в поисках еды, иракские иммигранты буквально бьются на помойках за медь и железо, чтобы потом их перепродать оптовикам".
Ксения, получившая в Англии степень по экономике, с нуля создала благотворительную организацию "Boroumе", которая собирает еду в гостиницах, ресторанах и магазинах для малообеспеченных афинян.
Два противоположных полюса социальной лестницы объединяет и отсутствие доверия к политикам.
"Мы исключаем тех людей, которые привели нас к грани,- говорят в столовых благотворительной организации "Boroumе" в Колонаки. - Те, кто не может платить больше, чем заем на покупку дома или на учебу в университете, не используют единственное оружие, - не голосуют на выборах. А в июне на выборах можно было поставить крест на партии "Сириза".
Те, кто не хочет видеть деградацию старого города недалеко, переезжают из столицы. Предпочитают Кифисию, оазис для богатых к северу от Афин, где живет и премьер Антонис Самарас. Мрамор вместо асфальта в центре города, полицейские патрули на страже 24 часов, виллы и участки тут стоят дороже, чем в остальной части города.
Во времена социалистического правительства Георгиоса Папандреу, казначейство в одной из своих немногих вспышек строгости послало в этот райский уголок налоговую проверку. В результате самолеты-разведчики обнаружили вместо заявленных в области 300 бассейнов более тысячи.
Еще одна проблема афинских жителей – это воспитание детей. В прошлом году из-за нехватки средств учащиеся государственных школ учились по ксерокопиям книг. В этом году Министерство образования уже объявило, что нет денег на отопление. Что делать? Богатые делают то, что и всегда: отправляют своих детей на учебу за рубеж – преимущественно в колледжи и университеты в Лондоне и США. Для Греции это ипотека для будущего. Уровень безработицы среди молодежи зашкаливает - 54% выпускников в прошлом году (и 50% тех, кто имеет степень магистра) решили искать счастье за границей.
"Я мечтаю о стране, которая способна засучить рукава и спасти себя. Мы родина демократии. Платон говорил, что сообщество строится на самом деле тогда, когда оно может быть более самодостаточным", - заключает Ксения.
Той Греции, которая готова бороться с проблемами, потребуется много таких женщин, как Ксения.