К Владимиру Путину можно относиться по-разному (по-разному к нему и относятся), но надо признать, что говорить он умеет. Почти пять часов в прямом эфире, даже с учетом массы заготовленных вопросов и максимальной лояльности подготовленных респондентов, показали, что Путин-политик умеет трансформироваться под текущую конъюнктуру.
Среди всех ежегодных "общений с народом" этот марафон стал самым продолжительным. Также побит рекорд телефонных обращений к президенту – более 4 миллионов. Как и все предыдущие, этот эфир прошел в четверг (видимо у ВВП к этому рабочему дню выработалось какое-то свое особое отношение).
Если же говорить об общей тональности диалога президента с народом, то точно можно сказать, что для Путина она была самой тяжелой за все годы. Это уже не был формат в стиле "спасибо вам Владимир Владимирович, что вы у нас есть". Напротив - просачивалась масса вопросов, которые лично для ВВП были крайне неприятными. И если по внешней политике Путин "отстреливался" еще достаточно легко, то по отдельным вопросам, касающимся внутренней проблематики, президент РФ откровенно плыл.
Кудрин
Тон неприятным вопросам задал бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, который в менторско-лекционном стиле прямо заявил, что правительство ровным счетом ничего не делает, чтобы вывести страну из нефтяной зависимости. Ответ Путина был в стиле – "парень он (Кудрин) хороший и как финансист ас, но вот в социальных вопросах не разбирается".
Сердюков
Вторым неприятным вопросом Путину стало дело Рособоронсервиса. Спрашивали, почему экс-министр Сердюков до сих пор не на нарах? Как раз по Сердюкову Путин был наименее убедительным и откровенно замялся, сославшись на суд – как решат, так и будет, а я всего лишь президент и вмешиваться в это дело не могу. Похоже, дело Сердюкова в РФ стало чем-то напоминать дело Тимошенко в Украине (только здесь экс-премьера массово хотят освободить, а в РФ Сердюкова так же массово хотят засадить).
Березовский
Задавался вопрос и о покойном Борисе Березовском. Путин подтвердил, что лондонский эмигрант прислал ему два письма, в которых просил разрешения вернуться на родину. И на вопрос – разрешит ли ВВП похоронить тело экс-олигарха, ответил лаконичным "конечно".
Веселая бабушка
Своеобразные перлы выдала некая 85-летняя Алевтина Васильевна, возглавляющая ЖЭК в одном из поселков Омской области. Бабушка жаловалась на конкретных чиновников, называя конкретные фамилии, и в результате получился достаточно забавный диалог:
…- Такая Лосаченко там работает. И на прием попасть не получается.
- А к кому не получается попасть на прием? – уточняет Путин.
- К мэру.
- Вот поросенок! Алевтина Васильевна, генпрокурор Чайка ждет вас на прием и потирает уже руки, что и как он может для вас сделать.
- Со мной работала капитан…
- Она уже лейтенант.
Дураки и дороги
"Я плачу налоги – где мои дороги?" - это самое популярное смс жителя Волгоградской области. "Так, где дороги, и кто несет за них ответственность?" - тут же подхватили ведущие в студии. Путин долго отбивался от дорожного покрытия РФ, приводя в пример даже нацистскую Германию, а в конечном счете съехал на Министерство транспорта – там этим занимаются, с них и спрос.
Материнский капитал
Дежурный вопрос из Пермского края о программе материнского капитала, которая работает до 2016 года, также превратился в курьез. Отвечая на вопрос, что будет после обозначенного срока, Путин привел в пример многодетную ведущую Марию Ситтель:
-…Все будет у вас хорошо, и будете получать помощь, так же, как это получает Маша (журналистка).
- Сколько у вас детей? (Путин обращается к Ситтель).
–Трое.
– Молодец.
– Но я пока ничего не получила.
– Получишь.
Чубайс
Еще одним неприятным вопросом была тема Чубайса. Журналист из студии спрашивает: когда его посадят? И здесь Путин также поплыл, как и по Сердюкову. Ответ был в стиле – кто-то должен был делать то, что сделал Чубайс. А затем Путин и вовсе привел дикий пример того, что в окружении РАО ЕЭС работали… сотрудники ЦРУ, а теперь их в США судят за то, что те, будучи кадровыми разведчиками, лично обогатились. Получилось из ответа Путина, что в коррупции виноват не Чубайс и даже не русские, а земля такая.
Список Магнитского
Болезненные вопросы по НКО и даже Навальному Путин вперемешку с заготовленными ветеранами, летчикам и аграриями прошел, в общем-то, вполне убедительно. Часто сыпал цифрами и в целом уверенно создавал убеждение, что все у него под контролем. А вот на теме списка Магнитского вдруг сорвался. "С какого рожна это вообще было сделано!? Никто не может объяснить. Ведь никто не может сказать, зачем?"
Украина
Тема Украины в этот раз точно не была центральной, но без нее тоже не обошлось. Сначала на предсказуемый вопрос ведущей, будет ли Украина в Таможенном союзе, Путин ответил, что это зависит от позиции самой Украины – если захочет, то будет. И тут же уточнил, что по расчетам Академии наук Украины это очень и очень выгодно Украине. А если Украина в ТС не войдет – она уже никогда не оправится.
Чуть позже тему Украины затронул пловец-инвалид, спросивший президента, когда в стране построят плавательный центр для пловцов-колясочников. "Даже в Украине такой центр есть. Неужели мы хуже Украины?" - возмутился инвалид.
И Владимир Владимирович вдруг не стал шутить об Украине (видимо, "дело Урганта" вспомнил), отметив, что ничего страшного нет, если Украина в чем-то лучше России. А затем еще и признался в любви к украинскому народу и культуре.
В целом, выводы можно сделать следующими. Первое. Оппонентам Путина будет трудно теперь сказать, что прямой диалог был полной заготовкой. Огромное количество вопросов были для Путина крайне неприятными, а из болезненных тем не упомянули разве что только Ходорковского (похоже, он уже надоел даже оппозиции).
Второе. Даже не зная, что отвечать по сути, Путин умеет более-менее убедительно выкручиваться.
Третье. Из общего характера вопросов, российское общество остается крайне патерналистским, и обладателям телевизоров Путин по-прежнему нужен.